«За что вы не любите отца Андрея Ткачева?»

Священник Андрей ТкачевВысказывать критику в адрес отца Андрея Ткачева сегодня непросто. Не так давно, рассматривая витрину книжной лавки, я обнаружил сомнительную псевдонаучную книжку, о чем посетовал продавщице. «На вас не угодишь! – последовал обиженный ответ. – Кое-кто и Ткачева не любит!» Увы, сомнительная слава либерала опять поспешает впереди меня.

Поэтому, спешу заверить почитателей батюшки, что и отца Андрея Ткачева я по-своему люблю, как подобает любить всякого христианина, во всяком случае не питаю к нему ненависти. За творчеством его я слежу с конца 90-х, когда в Киеве два ярких священника по имени Андрей, Ткачев и Дудченко, выпускали молодежный журнал SOS – Спасите наши души и писали в него острые, актуальные статьи. Что за дивные были времена, когда в Церкви все мы делали общее дело, а конфликт между Украиной и Россией казался немыслимым бредом! Разбирая в проповедях и книгах отца Андрея Ткачева то, что мне лично кажется ошибочным, я критикую не столько его, сколько вообще определенный тренд в современной проповеди и пастырской практике. Критикую я при этом и себя, ибо сам имею отношение к нравственной христианской публицистике, а если бы жизнь сложилась чуть иначе (вовремя бы женился, принял бы сан), то мог бы и буквально повторить те же самые ошибки.

Прежде всего, честно ответим на вопрос: «Вам нравится, когда вас ругают?»

Православное воспитание, определенная начитанность в цитатах святых отцов подсказывают ответ вроде того, что ругать христианина полезно. Благо творит тот, кто нас обличает; мы же свои грехи зачастую не видим, хоть из грешников – первые. Тот же, кто проливает на наши мерзости свет, спасает наши души.

Да, полезно. Фурацилин тоже полезен, но вряд ли его горький вкус кому-нибудь нравится.

А вот на обличения реакция бывает разная. Одна женщина капает слезами: «Да, я такая грязная, грязная! Я хуже всех на свете!» Другого, допустим, мужчину точит недоумение: «Что я немедленно должен сделать, чтобы все исправить, хотя бы начать исправление?»

Еще вопрос: «Как вы реагируете, когда ругают ни за что?»

У каждого из нас есть грехи, которые особенно мучают нашу совесть. Если совесть глуха, задача духовника пробудить ее, заставить человека менять свою жизнь или как минимум менять к греху отношение. Иногда на исповеди поднимешь голову от аналоя, а батюшка молча, сокрушенно качает головой – одно это как действует.

Но обличать грех публично, безотносительно к кому-либо – палить из пушки по воробьям. Конечно, если воробьи совсем обнаглели… Особенно «эффектно», скажем, говорить монахам о вреде абортов, старухам – о распоясавшейся молодежи, которая «уткнулась в телефоны», суровым мужикам-бородачам – об опасности экуменизма и однополых браков.

По идее человек должен слушать и смиряться. Или копаться в себе, нет ли косвенной вины в данном грехе, или твердить «ладно, абортов я не совершал, мотоциклов не угонял, но я все равно хуже всех, потому что заснул, не дочитав положенной кафизмы, или поел в среду майонеза».

«За что вы не любите отца Андрея Ткачева?»

На самом деле эффект может случиться ровно обратный. «Затурканный» непрестанным поиском грехов бородатый дядя, сроду не замешанный ни в детоубийстве, ни во влечении к своему полу, облегченно вздыхает: «Наконец-то! Несмь якоже прочии человецы». Так постепенно формируется сознание фарисея: на словах «самого грешного», внутри гордящегося своей праведностью.

Мораль первая: то, что человеку пастырь должен говорить глаза в глаза, не обязательно должно быть предметом общественной проповеди.

Но что же, Церкви молчать о явных пороках общества? Она не имеет права высказаться публично?

Имеет. Но посмотрите, как делал это в своих беседах приснопамятный Владыка Антоний Сурожский. Как отличается от отца Андрея Ткачева даже тон! Тон Владыки спокойный, примирительный. Цель не ужаснуться глубиной греха, а вызвать сострадание к грешнику. Ужаснется слушатель сам, если захочет, он ведь думающий человек. А пожалеть согрешившего (и себя в его лице) лучше вместе с батюшкой. И обратиться к Богу за помощью в исправлении.

Мораль вторая: хорошо, когда пастырь говорит хотя бы от своего духовного опыта. Формальная буква от Писания и святых отцов может умерщвлять, а не животворить. Тем более, если она сдобрена яркими эпитетами.

Допустим, прихожанин приходит за послаблением на соблюдение поста. Батюшке соблюдать пост не сложно: ему готовит неработающая матушка да еще приходская трапезная. «Конечно, больным положено послабление, – говорит пастырь с экрана. – Например, тем у кого открытый туберкулез или рак в четвертой стадии. Знаете, что это такое?» Батюшка не врач, но посещая больницы он сам наверняка видал умирающих онкобольных. Но только им ли беречь свое здоровье, находящимся на пороге могилы?

Другой пример: идеальная семья. Все мы знаем, какой она должна быть по христианским понятиям. Увы идеал на земле почти не достижим. Что лучше «тыкать мордой» в идеал, напоминая человеку о его греховности, или на конкретном примере (лучше своем, может быть знакомых, только не святых Петра и Февронии) показать, какие шаги в сторону улучшения семьи можно осуществить?

Особый случай, когда пастырь бывал сам замечен в тех грехах, которые громче всего обличает. Какой тон здесь выбрать? Как допустим, батюшке, пристрастному к алкоголю, критиковать этот порок? Безжалостно бичевать с амвона или искать сострадания?

В случае отца Андрея Ткачева всем известны его «антиукраинские» взгляды. Что же, каждый имеет право на свое мнение. Но мнением этим он заразил многих своих киевских прихожан, которым теперь, отнюдь не без оснований, страшно за свое будущее. Где же сам батюшка? Делит он переживания со своими чадами? Ему некогда, он в Москве воспевает Русский мир и обличает прогнивший Запад.

По хорошему бы пастырю вовсе не стоило высказываться о политике. Блаженны миротворцы…

Мораль третья: к проповеди надо готовиться. Может и необязательно нужно писать конспект, как на занятиях по гомилетике в семинарии, но хотя бы обдумать проповедь, как и любую речь – стоит.

В речи обычно присутствует основная мысль. Яркие образы, свежие идеи, новые факты нужны прежде всего чтобы ее иллюстрировать. Можно обозначить ее как тему лекции или проповеди.

К сожалению некоторые батюшки приступают к речи с намерением «наболтать», как студент на экзамене. Вот и получаются прыжки с кочки на кочку. Если посмотреть на ютубе проповеди неопятидесятников, выходит точно так же, только часа на полтора…

Именно в момент таких импровизаций возникают нелепости вроде пожелания воспитывать жену плеткой (почти по Ницше). И отказаться не хочется, всегда можно найти такую формальную «букву», по которой ты прав.

«Но это все не касается батюшки! – скажут мне почитатели таланта отца Андрея. – Это вы кого-то вымышленного обличаете!» С радостью с ними соглашусь. Лучше признать ошибку и сохранить мир.

Однако дерзну сформулировать еще и мораль четвертую.

Во Христе нет ни мужеска пола, ни женска. Быть «настоящим мужчиной» – вовсе не добродетель, а лишь естественное состояние для христианина. Маскулинность – не есть праведность. И даже сила (физическая, властная) – не есть «бонус», но ответственность, опасный инструмент, доверенный человеку. «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя…»

Искушение «быть настоящим мужиком» ломает сегодня много мужских характеров: и мирянских, и пастырских. Женщины к сожалению нередко привязываются психологически к тому, кто сильнее. Тем более, одно дело духовник, который и обязан регулировать семейные дела, а другое муж, который только ищет дорогу к вере… А особенно, если батюшка еще и внешне – красавчик. Никакой блудной страсти может и в мыслях не быть, но выглядит все неоднозначно. Вывод: темы этой надо касаться предельно аккуратно.

1Если уж говорить о взаимоотношениях полов, то в основе многих семейных кризисов – неуважение друг к другу. Почему супругу не прощается то, что легко прощается соседу? «Я же на него жизнь положил(а)! Беда в том, что человек плохой в принципе!» И на наше мужское неуважение женщины так же точно отвечают неуважением со своей стороны: да, мы не оправдываем их ожиданий. Но что лучше, заставить женщину уважать себя с помощью кулака или открыть на смену ее (пусть неверным) ожиданиям перед ней новые горизонты?

То же касается уважения между родителями и детьми, а в Церкви – между духовниками и пасомыми. Не стоит презирать всех «этих интеллигентов», гнилых либералов, американцев и украинцев. Многие из мирян предъявляют к себе моральные требования более жесткие чем пастыри к себе – знаю по опыту.

Отца Андрея Ткачева мы пока уважаем, как яркого, пусть и не безупречного оратора. Уважает ли он нас?

Остап Давыдов

ответственный секретарь, литературный редактор детского православного познавательного журнала «Колокольчик»
(литературно-художественный альманах для детского и семейного чтения).

Комментарии посетителей

  • Александр
    22.02.2017

    Кто ты, Остап? Я тебя не знаю. А батюшку Андрея знаю. Языком молоть не мешки ворочать.

    • Ирина
      22.05.2018

      Полностью согласна, благодаря протоиерею Андрею Ткачеву я пришла в церковь

    • Людмила
      14.02.2019

      Самый правильный комментарий- сезон охоты на о. Андрея Ткачёва открыт ! К сожалению … эх , православные , чтоб нас по головке гладить , или растолковывать то , что самим лениво почитать — это нам любо , а чуть коснись против шерсти — сразу воем — да как он смел ?! А вот смел — потому что живой человек с живой верой !

    • Александр
      01.03.2019

      Узнал о нападках на о. Андрея. Посмотрел, кто авторы? Ни одного интересного, уважаемого человека среди них НЕТ! Попробовал читать — скука. Инвалиды какие-то со штампованными мыслями. Вернее — фарисеи, «распни», кричащие. Ни одному из них руки не подам. Спорить с ними, взывая к совести, бесполезно. А впрочем сказано про гонимых: «Блаженны вы, когда будут поносить вас
      и всячески неправедно злословить за Меня. … так гнали и пророков, бывших прежде вас».

  • Вадим
    02.03.2017

    Отца А.Ткачева не читаю и не слушаю принципиально, но статья как-то не убедила.

  • Алексей
    08.03.2017

    Из пальца высасано. И вкус у статьи весьма скверный. Далее цитата самого автора «Определенная начитанность в цитатах святых отцов подсказывают ответ вроде того, что ругать христианина полезно. Благо творит тот, кто нас обличает; мы же свои грехи зачастую не видим, хоть из грешников – первые. Тот же, кто проливает на наши мерзости свет, спасает наши души.
    Да, полезно. Фурацилин тоже полезен, но вряд ли его горький вкус кому-нибудь нравится.»

  • Алексей
    13.03.2017

    Критика должна быть конструктивной. Статья не убедила.

  • Георгий
    23.05.2017

    Остап, я не буду давать цитаты на тему «соврамши раз…», но ни Ткачев и Дудченко не выпускали в Киеве «молодежный журнал SOS – Спасите наши души». Это два разных журнала (далеко не молодежных), сначала выпускался «SOS», а затем «Спасите наши души». Выпускались они в Днепропетровске. И даже если там и иногда публиковались статьи Ткачева (до определенного времени) (Дудченко — вряд ли), то к самому журналу о. Андрей отношения никакого не имел.

    • Алексей
      07.04.2020

      спасибо. По делу. А то все просто недовольны. А мысли в статье верные. Уверен, отец Андрей был бы рад и прислушался бы.

  • Ася
    12.08.2017

    Хорошо, что кто-то пишет об этом. Спасибо! Мне Ткачёв не нравится. Популист и резонёр. Обличает и тем себе имя делает. А решений-то не предлагает.

    • Олег Евгеньевич
      08.02.2018

      Уважаемая Асия! Наконец, я встретил правильный комментарий статьям и проповедям Ткачева. Резонер. Это и есть ключевое слово. (См. Вики). Резонерство — один из видов неправильного мышления. Это о Ткачеве. Он нигде недоучился. Ни в Военном институте в Москве, ни в Духовной академии в Киеве. Везде спешит. Но в Военном институте, готовясь стать агитатором, он усвоил приемы, позволяющие «держать аудиторию». Их суть: говори, не останавливайся, даже если говорить не о чем. Не давай
      отвлекаться слушателям. Концентрируй внимание на самом себе..

  • Нелли
    22.11.2017

    Мне Батюшка Андрей очень нравится.Очень грамотный,умный и добрый Батюшка.Его проповеди многим людям помогли понять основы православной веры ,в том числе и мне.Лично имела возможность слушать его выступление по телемосту. Я его лекции слушала,слушаю и буду слушать.А вот что вы сделали хорошего непонятно.

  • Юлия
    28.12.2017

    Отец Андрей сам говорил, что с народом нужно общаться на его языке, не шлифованной, книжной мудростью взбадривать сердца людей, а опытным, взвешенным на евангельских весах, пастырским подходом. Последнее я слышу и чувствую в проповедях отца Андрея, а его подчас резкий тон вызван не желанием стать звездой телеэкрана, а неравнодушием в отношении нас: какая сейчас развернулась свобода для греха! Скольких человек отец Андрей повернул с широких путей на узкую дорогу спасения! Мне хочется надеяться, что многих. Это конечно известно только самому Богу и этим людям, но все же. Кому-то не даёт покоя слава отца Андрея, как и слава изрядно оклеветанного проф. Осипова. Помоги нам всем Господь 😊

    • Алёна
      20.04.2020

      Полностью с Вами согласна!
      Когда-то посмотрела проповедь о.Андрея где он ругал что народ ходит в церковь только по праздникам… и это было про меня🙈 с этого начался мой путь воцерковления. Слава Богу за всё!!!

  • людмила
    28.01.2018

    разве подойдешь к такому в храме со своей болью вспоминается картина Перова чаепитие в Мытищах

    • Елена
      12.08.2018

      Согласна полностью с Вами. В этом священнике нет главного, на мой взгляд, в нем нет ЛЮБВИ! Обличителей хватает всегда и желающих осудить и казнить! А вот полюбить…! Всех какие есть, привлечь в веру православную, направить и утешить…Только взглянув на батюшку Иоанна Крестьянкина становится теплее, а здесь наоборот.

  • Вика
    06.04.2018

    Многие проповеди отца Андрея нравятся. А вот его ответ как обращаться с женами привел в шок. Согласна с автором, мужской шовинизм в этих словах батюшки. Тем более на фоне разжигания межполовой розни, процветания разных АБФ, Маскулистов где открыто проповедуется женоненавистничество слова «женщину ломать об колено» прозвучали не однозначно. Много людей с не совсем здоровой психикой, которых он мог побудить к действию, мало нам бытового насилия?
    Впредь буду слушать его более внимательно, подвергая слова анализу, расстроил. Я считаю руку если и поднимать в очень исключительных случаях. Да и тот кто поднимает насколько должен быть свят, чтобы наказывать с любовью, чтобы наказание пошло в
    прок. Много ли таких мужчин на сегодняшний день?

  • Анастасия
    14.04.2018

    Статья неубедительная. Мне нравится батюшка Андрей. Даже его фраза насчёт ломание женщин об колено меня не оттолкнула, потому что я понимаю, что он не имел ввиду делать это в прямом смысле. В других своих выступлениях он наоборот защищает женщин, обвиняя мужчин в инфантильности. Я так понимаю его позицию: он болеет душой из-за того, что в современном обществе женщины и мужчины меняются ролями. Женщины берут управление на себя, а мужчины становятся безответственными и инфантильными. Это не здоровое явление и отец Андрей призывает нас с этим бороться. Но конечно же не методом физического насилия. Хотя, в некоторых отдельных случаях, пожалуй, без этого не обойтись, когда офигевшая «ябогиня» по другому просто не понимает.

    • Елена
      21.01.2019

      Первый раз в своей жизни вижу такого, простите, «священника», который только что еще матом с амвона не ругается, а может и ругается. Откровенный хам и очевидный психопат! Очень любит деньги, поэтому занимает само-пиаром, чтобы постоянно печататься. Засветился в Москве и раскручивает сам себя, книжечки печатаются, денежки льются рекой. И чтобы печататься, пишет не только на религиозные темы. Несколько лет назад привел в шок все духовенство и паству, когда напечатал статью «Фрейд для православных»!
      Православным известно, что нормой является не секс, как удовлетворение похоти, а соитие мужа и жены в браке, освященном Церковью!
      Гордыни, как у любого психопата, у этого «отца» — «выше крыши»! Его уже в комментах называют Иоанном Златоустом нашего времени! И он принимает такую похвальбу, как должное! Ни разу не возразил! Вот как этого попа-фрейдиста заносит! Соглашается с тем, что он равен одному из святителей вселенских!
      Судя по восторженным отзывам о нем, оправдывают его в комментах, в основном, какие-то бабы, именно бабы, а не женщины. Потому что ни одна нормальная женщина не будет восхищаться кем-то, кто в жутких выражениях пропагандирует домашнее насилие. К тому же есть обоснованное мнение, что хвалебные отзывы пишет, в основном, его жена, возможно и он сам.
      Чтобы понять православное учение, читайте, господа хорошие, труды святых отцов, а не заезжего попа-фрейдиста.
      Одно только его стремление к популярности никак не вяжется со священным саном. Священнослужитель должен служить в храме! Причем служить, как положено. А этот поп еще в Киеве в храмах, где был протоиереем перевел службу с церковно-славянского на современный русский язык. И отменил частную исповедь, «чтобы убрать последние «препятствия» на пути человека к чаше»!!!!!!
      И в Москве в храме в Брюсовом переулке он служил на вечерних по пятницам, так хор пел «Отче наш» на русском языке!
      Можно было подумать, что он засланец с Западной Украины, специально изменяет службы и обрабатывает на протестантский лад божественные службы. Но, скорее всего, у него психопатия проявляется, в том числе и в нарциссизме. Ему важно постоянно где-то пиариться, быть, так сказать. на виду у всех! И под этим напором у многих мутится в голове. Его эпатаж воспринимается, как какая-то «справедливая» критика чего-то, чего прихожане раньше не замечали.
      На самом деле, священник не может и не должен вести себя подобным образом!
      В интернете есть ролик, в котором показывают реакцию Ткачева на просьбу молодых обвенчать их. Парень с девушкой подошли к нему договориться о венчании. Ткачев, в ответ на их просьбу, как-то нехорошо возбудился и стал буквально орать на них (кстати, орет он постоянно). Суть была такова — вот он их обвенчает, а потом они разведутся, и он будет виноват перед Богом, что он их обвенчал!!!!!!
      Где это видано, чтобы священник отвечал перед Богом за всех, кого обвенчал? Люди сами за себя отвечают. Его дело — совершать таинство, обвенчать!
      В общем, не обольщайтесь речами этого «златоуста». Ткачев — психопат, но свою выгоду понимает.
      Кстати, священников на Украине много, а в Москву Гундяев перевел в срочном порядке только Ткачева!
      Интересно, чем заслужил такую милость?

      • Наталья Комарова
        21.03.2019

        Как Вам не стыдно!

    • Ольга
      29.11.2019

      А Вас, Анастасия, били когда нибудь?

    • Марина
      20.04.2020

      А что в вашем понимании «ломать»?
      Как вы думаете, что означают фразы «его сломали» или «человек не выдержал, сломался». Что бывает, когда человека гнобят? Что произошло бы у вас в душе, если бы с вами родители или муж разговаривали только на повышенных тонах, обращались к вам с окриками? Если бы вы вынуждены были всегда бояться сделать или сказать что то не то? Если при каждой попытке сказать, хоть слово в защиту себя или своего ребенка, получали окрик «закрой рот» или «бабе слова не давали»? Если бы вам внушали, что вы должны молчать, бояться и не имеете человеческих прав? Если бы подавляли вас морально систематически? Можно перечислять бесконечно. Но что бы с вами было? Вы бы сломальсь. Жто разве не ломать? Если верить тем словам, что описывали аудиозапись, то он сетовал на то, что женщины должны бояться. Хотели бы вы быть зашуганной, затюканной и забитой?

    • Марина
      20.04.2020

      А вообше насилие есть НЕ только физическое, но и моральное. Моральное насилие, это не просто ругать, а, именно, ломать морально. Таким образом, призывая кого то ломать, это значит, призывать к моральному насилию. Ведь ломать, это воздействовать психически на личность, чтобы она сломалась. А чтобы добиться этого, следует подвергнуть человека психологической атаки, запугиванию, внушениям, крикам и т.д. Слышали когда то такие понятия, как «сломать волю человека» или «сломать личность»? Страшно звучит, правда?

  • Ольга
    07.07.2018

    По речи и манерам Ткачев больше похож на зэка , чем на священника. Я считаю, что такой человек просто позорит церковь, из-за таких людей ‘’ имя Божие хулится у язычников’’. Полностью согласна с автором по поводу сравнения проповедей Антония Сурожского и Ткачева. В первом случае- такая глубина, любовь и уважение к любому человеку, пусть даже самому грешному; и во втором случае- жаргонные словечки,ненависть, призыв ‘’ ломать хребет ‘’. Вообще-то Ткачева нужно было бы привлечь к уголовной ответственности за призыв к насилию, но , к сожалению, многие считают , что если человек надел рясу, то он непогрешим как папа римский. Единственное, что может оправдать Ткачева в данном случае -это возможные проблемы с его психическим здоровьем (т.к. человек в здравом уме не будет говорить такие мерзости с амвона)

  • Андрей Резов
    23.07.2018

    Прошу вас, не осуждайте, тем более так публично, тех батюшек, стиль проповеди коих вам не нравится: потому что у каждого из них есть люди, которым они помогли именно такими, какими вы их ругаете.

    • Марина
      20.04.2020

      Тут дело не в стиле проповеди. Стиль проповеди тут не причем. Что для вас стиль проповеди? Можно проповедовать строго, обличать по делу, но не кричать. Но НЕ все, что угодно можно говорить. НЕ всему, что угодно следует учить. Есть слова и советы, которые просто недопустимы. Нельзя такое говорить в любом случае?
      А осуждают его не все. И НЕ все оправдывают. Есть те, кто НЕ осуждают и НЕ оправдывают, а просто НЕ согласны с некоторыми его словами. Лично я НЕ стремлюсь быть ему НИ обвинителем, НИ адвокатом. Просто НЕ согласна с ним в некоторвх вещах. Нельзя осуждать Батюшку, даже, если он тысячу раз будет НЕ прав, это святотатство. Даже, через самого недостойного Батьшку Бог дает благодать. Мы идем исповедоваться и причащаться к Богу. Есть, даже песня Светланы Копыловой, на эту тему, про отца духовного. Молиться за него надо, а НЕ осуждать.

  • Иван
    06.09.2018

    правильно замечено выше — нет главного , нет любви. Нет любви к нам людям живущим в России, нет любвь к украине и бывшей брошенной пастве. А кричать громко из всех щелей: с экрана ТВ, с православного радио, с интернета, с книжных полок (откуда силы то?) прописные истины…. это много ума не надо.И главное ничего нового, все то же самое — типа «волга впадает в каспийское море». Это все прописные истины. Только говорится очень громко и другими словами. ЛЮДИ! очнитесь!!!! У нас свои замечательные батюшки! Именно батюшки-пастыри! это Александр Абрамов, Олег Стеняев,Артемий Владимиров, Амвросий Юрасов, Федор Бородин , конечно Дмитрий Смирнов и много других. Ткачева ждут на украине. Он там очень пригодился бы со своим громким голосом и со своими прописными истинами.

  • Константин
    01.10.2018

    Только такие беседы и проповеди, как у о.Андрея Ткачёва как -то . где-то и когда -то могут хоть немного приблизить молодёжь и не только к вере.

  • Елена
    13.10.2018

    Боже!!! Какая глупая статейка……. давыдов, да вы просто завидуете…..нырните в себя….

  • Светлана
    12.02.2019

    Интересно получается христиане стараются изо всех сил осудить, побольше грехов найти у своих братьев, более того у пастырей и даже не стыдно Патриарха презрительно назвать 《Гундяевым》, а это не позор?

  • Анна
    16.02.2019

    Становится очень тяжело на душе, когда от священника видишь такое неуважение к себе и окружающим, а ваши слова как бальзам на сердце. Спасибо за вашу статью! Спасибо за то, что привнесли спокойствие и мир в мою душу.

  • Алена
    20.02.2019

    Да… У меня лично от его некоторых проповедей смущение на сердце…как будто вылили на голову помойное ведро, и помойку эту очень сложно отмыть. У меня так. За других говорить не могу.

  • Вячеслав
    20.02.2019

    Доброго всем дня.
    Не понимаю что происходит.
    Почему столько много недопустимых слов в сторону о. Андрея?
    Не уж то что плохого он вам сделал?
    Лично с о. Андреем не знаком, но много для себя лично понял из его проповедей и большого количества записей встреч с молодёжью и т.п.
    О.Андрей не ставит себя в какой либо высокий чин, наоборот он честно и без какого либо уклонения говорит что все грешны, в том числе и он. А тот кто прямо или косвенно пытается заморать и оклеветать человека (причём состоящего на службе в церкви) который много делает в пользу просвящения и прозрение заблудших грешников, коим и считаю самого себя,пусть в первую очередь посмотрит на творения рук и ума своего. Храни вас Иисус Христос.

    • Марина
      20.04.2020

      Я вас понимаю. Многие проповеди о. Андрея хорошие. Но люди не клевещат, а говорят, что видели и слышали именно на видео с его выступлениями. Если бы я лично не посмотрела парочку таких видео, сначала читала его книги, и слушала другие его проповеди, то тоже подумала бы, что все это УТКА. В осовном он просто строгий. Но иногда бывают такие выпады.

  • Lika
    25.02.2019

    Хочется вымыться с мылом после речей о. Ткачева. И забыть и его речи, и его, как страшный сон. Никогда бы не пошла к нему ни за советом, ни на исповедь,испугалась бы, что он может ударить. Как такой человек может быть священником? Как? Следующий этап-это рукоприкладство и мат? А эти его перлы «Пошла вон коза, чтобы тобой не воняло». Это Ткачев сказал женщине. Ткачев нужен, чтобы людей от церкви отпугивать? Срам какой!

    • Марина
      20.04.2020

      Не во всех его проповелях так. Обычно ,он говорит строгим таким тоном. Но от некоторых его отдельныз комментариев на душе люто. У некоторых вообще истерика. Вроде, обычно не злой, просто строгий, но иногда что то не то происходит

  • Анна
    24.04.2019

    А почему так тут многих корёжит от крепкого словца о. Андрея? Все прям нежные такие вдруг стали. Сами-то никогда не ругаетесь ни на кого? Что собственно произошло? Что, кого-то как лет 200-300 назад отлучили от церкви на 20 лет за аборт или на 7 лет за блуд? И то, знаете ли, не вопили, а несли епитимию, а тут видите ли задели за живое фразы, зачастую сказанные в переносном смысле! Кстати, насчёт абортов, по последним данным правительства ежегодно убиваются 750000 нерожденных детей! И вы при этом хотите, чтобы о. Андрей гладил всех по головке? Пусть хоть кто-то из священников будет заниматься этой тяжелой работой- приводить в чувство нас, спящих духовно людей. Он наверняка знает, что ему придётся выносить нападки подобных авторов, но тем не менее идёт на это! Спаси его Господь и нас его молитвами!

    • Марина
      20.04.2020

      Это не просто крепкое словцо. Вы вадного просто не вилите.всего должно быть в меру. Даже крепкого словца. Так же и тоблеток, которые привели в пример. Да,они горькие, но лечебные. Но и их, если вы сьедите много, то не излечитесь а отравитксь, и хорошо, если НЕ насмерть. Так и со строгостью, наказанием и руганием детей или паствы, все должно быть вмеру.

  • Елена
    02.05.2019

    Какая правильная статья! Мягко с любовью указывая на промахи в проповедях, нигде не зацепив запутавшегося автора (о. Андрея), вы показали на самые болезненные и ошибочные моменты его проповеди. Спасибо!
    А на критиков не обижайтесь, они, как правило, ни Евангелия не читают, ни святых отцов, иначе на этот духовный фастфуд не ловились.
    Если я ем шашлык, то не стану грызть кусок соевого суррогата. А они грызут, и ничего с этим не сделаешь. При этом, не раз сталкивалась с тем, что так или иначе сравнивают с своего любимого батюшку Андрея с Христом, вот же бред! Ну что тут скажешь… вразуми Господи нас всех!

  • Андрей
    09.05.2019

    Ткачёв похож на лжепророка, хищного волка в овечьей шкуре.
    Плоды его «проповедей» явно недобрые, приводят людей к расколам и смутам.

  • Евгения Петровна Барсегян
    21.06.2019

    Скажите, когда любящий отец жёстко воспитывает своих детей, разве он делает это потому что ненавидит их?Именно потому что он любит нас, и хочет , чтобы мы пришли к Господу, а не в ад, и объясняется и его тон и его жесткое словцо. Лично я не обижаюсь на резкие слова, наоборот, чувствую, что это именно те слова, которые я заслуживаю. Неужели вы думаете, что мы лучше, чем говорит о нас отец Андрей? Что за мания величия? Где смирение? Пусть лучше о. Андрей скажет, до нас дойдет, и мы начнем меняться, чем после временной жизни, представ пред Господом нашим, увидем Его укоряющий взгляд, и будем извергнуты вон. А еще, очень большой грех осуждать священников. Как язык поворачивается? Побойтесь Бога! Неизвестно сколько он душ спас, и неважно, какими методами, может, Господь его за это только очень любит и спасёт, а кого мы привели своим словом, примером, поведением? И ещё, насчет Иоанна Златоуста. Он никак не реагирует на это сравнение, впрочем как и положено православному человеку. Людям рот не закроешь, если они хотят похвалить, выразить благодарность. Может в душе он очень смущается, когда ему дарят комплименты, откуда вы знаете?

    • Марина
      20.04.2020

      Жесткоо, это понятие растяжимое. Можно резко сказать, но недопустимо говорить что угодно и как угодно. Многие не согласны не с тем как говорит. А с тем, что именно.Всего должно быть вмеру. Есть вещи, которые ховорить просто недопустимо ни при каких обстрятельствах. И НЕ все, кто не согласен с ним реально унижают его, оскорбляют, судят и затравливают. Даже некоторые из тех, кто любят его и уважают, НЕ согласны с ним во многом. Критически мыслить это неплохо.
      А насчет тогр как жестко воспитывать ребенка. Во первых, не жестко а строго. Во вторвх, строгость не должна доходить до тиранства, а наказания и правила не должны доходить до фанатизма. ТУТ ПРИВЕЛИ ПРИМЕР ПРО ТАБЛЕТКИ. Про то, что они горькие но лечебные. Но и их, если вы сьедите много, то не излечитесь а отравитксь, и хорошо, если НЕ насмерть. Так и со строгостью, наказанием и руганием детей или паствы. И слова нужно выбирать. Кто то от некоторых его слов может сломаться, или вообще отойти от Веры еще и озлобиться на нашу религию. Так один папа, загнув с воспитанием «смирения» в ребенке, требовал от него подчинения сверстникам, которые бьют его. Он был забииым. А когда вырос, отвернулся от Веры. Не доверяет теперь. Много лет прошло. Вернулся ли он к Вере Правлславной, мне НЕ известно. Многие проповеди о. Андрея Ткачева хорошие, но в некоторвх сильно перегибает. Многие Батюшки тоже с ним не согласны.

  • Татьяна
    03.08.2019

    Ну что тут сказать..Одно только..Почему не несет свой Крест с Украиной? А так..все хорошо..

  • Ленка
    28.09.2019

    Неубедительно.

  • Елена
    27.11.2019

    Кому о. А.Ткачев не нравится, просто не слушайте его. А многих его проповеди, выступления и книги привели ко Христу! Кроме всего прочего, таких как он во все времена гнали за острое слово правды. И он не избежал этой участи.Храни, Господь, талантливого проповедника!