ВЕЧНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ ЕВХАРИСТИИ. ЧАСТЬ 1

Пресс-служба ПМД74

 

Артем ПерликСегодня мы представляем вам нового автора нашего портала — публициста Артема Перлика. У него три высших образования: филологическое, культурологическое и теологическое. Много лет он преподавал патристику и патрологию в Донецком национальном университете. Сейчас он преподает курсы («Предание», «Христианскую этику» и «Патристику») в детских и взрослых воскресных школах разных городов и стран. Занимается исследованием святоотеческой методики преподавания. Артем готов выступать на православных площадках на добровольных началах. 

Дорогие читатели, предлагаем вам ознакомиться с его статьей, посвященной таинству Евхаристии. Для удобства чтения  мы публикуем ее в двух частях. Артем освятил в ней такие темы как: форма и содержание подготовки к принятию Святого Причастия, ожидания от этого таинства, необходимую частоту причащения и некоторые другие вопросы.

Из всего, что может поддержать веру, горение и внутренний свет, Евхаристии в Церкви отводится первое место. Она – явление царства небесного на земле, объятой мятежом. Она – внутренний тихий свет верных, который разгорается от меры в меру. Она – возможность жить Тем, Кто любим тобой.

Евхаристия дарит нам и других людей, которые становятся родными в Боге, вечными собратьями нашими. Весь свет мира – это Живой Бог, и Он, по мысли отцов, Свою любовь до конца исчерпал в литургии, в акте всецелого дарения всего Себя.

Единственное, чем можно ответить Богу – это ответным подарком себя Ему. Именно этого ждет тот, кто любит – любимого и его любви. И наша любовь к Нему должна быть в полную меру того, что мы можем совершить на земле.

Игумен Петр МещериновИгумен Петр Мещеринов: «Евхаристия сразу стала оформляться как центр церковной жизни той или иной общины и Церкви».

Замечено, что те священники, которые глубоко живут правильной духовной жизнью, стараются причащаться как можно чаще, и учат этому своих прихожан.

Вокруг Причастия строится не только жизнь церкви, но и жизнь христианина. Именно Причастие помогает человеку жить небом. Так, некий древний священник говорил, что жизнь верующего человека должна проходить в осознании того, что он недавно причастился и скоро будет причащаться снова.

Нередко бывает так, что причащающийся человек не испытывает при этом радость и подъем, но Причастие все равно действует. Постепенно, спустя годы частого причащения, человек начинает ощущать мир в Духе. Ему постепенно открывается, что на всем мире лежит благодать.

В советское время в Донецкой области в городе Авдеевке жил старец Борис. Он долгое время сидел в лагере за веру, а, когда вышел, какие-то завидующие ему церковные люди добились того, чтобы старец был отстранен от служения в храме и запрещен в служении. Чтобы заработать на жизнь он стал дворником при больнице. Он постоянно молился и многие говорили, что получали помощь по его молитвам. И он говорил, что у Бога мусора нет. Что мусор, который он подметает – не скверен, а часть сотворенного мира. Что перед Богом скверен только грех, а на творении почиет благодать Божия. Так этот подвижник воспринимал мир, и из предания мы знаем, что многие святые люди видели мир светло. В Добротолюбии даже сказано, что, если человек видит мир светлым, чистым, устремленным к Богу и созданным для человека – то он видит мир правильно. То есть его угол зрения адекватен реалиям мира так, как его видит Бог.

34785-1161020-14776-mkfqtl

Опытные люди говорят: «У Бога нет плохого». Но эту светоносность мира человек постигает по мере приобщенности Богу. Старец Иосиф Исихаст говорил, что, когда Бог будет в человеке, тот все будет видеть светло. А, когда человек Бога потеряет, то все увидит криво.

Но, как приобщиться Богу? Как сделать Его не просто философской категорией, но участником своей личной жизни? Для этого и существует Причастие. Помогая жить, действовать и видеть в Боге, оно дает возможность жить и видеть светло. И этому не могут помешать никакие обстоятельства.

Один подвижник-исповедник сидевший в соловецком лагере за веру, говорил, что однажды им удалось там совершить пасхальную службу. И это было самым ярким и светлым его воспоминанием и он не жалел о годах, проведенных в лагере.

Свяшенноисповедник Анатолий Журавский (письма из лагеря 9.11.1935): «Бог укрепляет меня не восторгами чрезвычайных посещений… а тихим светом излучающимся через неожиданно утончившуюся и ставшую прозрачной оболочку всего окружающего».

Благодать приходит в душу, которая исстрадалась. Один человек, которого очень мучает враг, говорил, что видит благодатный свет на всем творении.

Один молодой человек рассказывал, что в его жизни случилась несчастная любовь. И, когда девушка ему отказала, он понял, что не может жить дальше. Тогда наставники посоветовали ему причаститься три раза подряд. Позже он говорил, что, когда причащался в первый раз, все было в темном тумане. Во второй раз он уже мог немного молиться на службе. А в третий раз он понял, что может жить дальше.

210-600x416Игумен Петр Мещеринов: «Если не соблюдается норма церковной жизни — частое причащение и полное молитвенное участие христианина в литургии — то: 1) Евхаристия отходит с центра духовной жизни на периферию, — а в центр духовной жизни приходят вещи с периферии, такие как: канавка, колокол, летящий по воздуху, антихрист, ИНН, электронные паспорта, Иван Грозный, экуменизм, евреи, масоны, заговор мировой закулисы, глобализация, и т.д., и т.п. Кардинальным образом смещаются акценты, нарушается иерархия христианских ценностей. Человек начинает жить не Христом, не Церковью, а околоцерковными вещами.

Чаще всего человек живет идеей устроения земного рая.

Если мы обратимся к большинству жизнеописаний наших подвижников, то увидим их глубокое безразличие к власти, политике, экономике. Они ощущали себя не гражданами Римской или Византийской империи, но людьми Церкви, людьми неба. Ведь империи смертны, стран когда-то не будет. А все люди останутся. Поэтому ценность имеет то внутреннее преображение, которое должно совершиться в человеке.

Жажда денег и квартир — это жажда рая на земле. Христианину же наоборот хорошо подвергаться огорчениям и притеснениям. Все те праведные люди которых я встречал, были кем-то обижаемы и совсем не интересовались не только политикой, но и тем, что им есть, пить и во что одеваться. Этим людям хотелось подражать в их праведном устроении души, которое проявлялось, в том числе, и в заботе только о самом высоком и важном.

______Иосиф Бродский: «Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел идеологии при ЦК. Так же, впро­чем, ему безразличен президент США, его на­личие или отсутствие. Чем я хуже этого кота?».
Христианину, в общем, глубоко безразличны и политика, и строй, и цены, а важно только небесное и высокое. Если даже невоцерковленный, но гениальный поэт это понимал, то тем более важно понимать христианину.
Как говорил об этом архимандрит Киприан Керн:
«Мне, право, безразлично, сколько стоит доллар». Или слова Конфуция: «Умереть от голода – не большая проблема, утратить мораль – большая».

Современные эсхатологически настроения и боязнь антихриста также основаны на жажде именно земного рая, на желании хорошо жить на земле. Но Господь пришел не для того, чтобы дать нам жизнь длинную, а, чтобы дать нам жизнь вечную, новую, светлую. Тому, кто любит, свойственно страдать ради того, кого он любит. Поэтому апостол говорит о страдании как о даре: Вам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него (Фил.1:29). Но такое отношение к жизни возможно только по мере преображения человека, по мере его благодатной любви, которая приходит также благодаря причащению человека и понуждению себя служить другим.

И не случайно Христос в великий четверг дает людям две заповеди: о постоянном причастии и о служении всем. Причастие будет основанием этого служения, а служение будет выражением настоящей любви.

Игумен Петр Мещеринов: «Как все люди разной меры, то и внешняя подготовка у всех своя».

Это необходимо учитывать при подготовке к Причастию. Человека, только приходящего в храм, не стоит нагружать чтением канонов и постами. Очень важно, чтобы священник это понял.

Знаю случай, когда одна светлая и добрая девушка приехала в монастырь впервые в жизни. Она увидела, что люди идут к чаше и спросила – куда они идут? Ей ответил священник, что они причащаются, и спросил – готовилась ли она ко причастию? Она ответила, что не знала ни о причастии, ни о подготовке, но тоже хочет причаститься. И священник сказал ей прочесть несколько раз «Господи, помилуй» и идти к чаше.

225243_originalЗнаю опытных священников, которые дают правило подготовки ко Причастию в зависимости от того, кто их об этом спрашивает. Новоначальным маленькое, постоянным причастникам – сокращенное и так далее. Такой нешаблонный подход помогает людям чаще причащаться, когда между человеком и Причастием не стоит необходимость непонятной универсальной подготовки.

Но, к сожалению, не каждый священник понимает необходимость индивидуально измерять подготовку пришедшего человека.

Так, в одном из монастырей нас, приехавших через полстраны, не причастили, потому, что мы постились два дня, а не три.

Или случай, произошедший в Мариуполе. Жил там добрый человек, у которого не было жены, а была мама. Как сказала о нем Ксения Павлова: «он стремился к небу и потому ему трудно было жить на земле». Он заболел психической болезнью, и болезнь привела его в Церковь. Больше всего он любил причастие, но силы постепенно оставляли его. Даже литургию ему было выстоять очень трудно, а на вечернюю службу у него уже не хватало сил. Однажды священник сказал, что причащать будет только тех, кто бывает на вечерней службе. Это было в его день рождения. Человек не причастился, заплакал и ушел домой. Мама ему нажарила его любимых котлет, а он не ест. Она: «что случилось? Ты причастился?» А он ей: «Нет. Я не смогу никогда причаститься. Я не могу отстоять вечернюю». Его горе было таким сильным, что, через два дня он повесился…

ZED28s_AY00Форма и содержание подготовки к таинству

Форма подготовки к Причастию, как и всякая другая форма должна проистекать из содержания. Вспомним слова из псалма и толкование на них Афанасия Великого..

Тебе пожру жертву хвалы. «Как преуспевший, отметает жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хваления», — поясняет их святой Афанасий Великий.

Эти слова, хотя и произнесены в духе ветхозаветной религии, но, несомненно, были очень необычными для тех, кто в вере искал буквы, а не духа. При этом псалом был общеизвестен. Его знали и использовали в храмовом богослужении древние иудеи. Так что вполне возможно, что некоторые из них просто не обращали внимания на такое кажущееся противоречие внешнего и внутреннего. Человеку всегда легче остаться на уровне формы и не идти вглубь. А, между тем, только в глубинах своей души мы можем встретить Христа и Небесное Царство. Об этом говорит святой Исаак Сирин, что Господь вкладывает в каждого из нас все сокровище благодати, и наша задача – копать, пока мы его не обретем. Впрочем, и в обретении существует постепенность возрастания.

Упор в религии на внешнее, форму, происходит по причине духовной лени. Легче пропеть псалом, чем внутренне поблагодарить Бога, вкладывая сердечный смысл в свои слова. Сталкиваясь с человеком живущим духом, внешний человек веры (фарисей) всегда соблазняется им. Святой Игнатий Брянчанинов прямо говорит: «Соблазняться – свойство фарисея». Фарисею кажется, что та внешняя форма, которую он усвоил – есть единственное допустимое выражение религиозного опыта. А, между тем, у каждого духовного человека благодать проявляет себя по-разному. Клайв Льюис об этом говорит так: «Только тираны и злодеи одинаковы, а святые величественно разнообразны».

Можно сказать, что в Церкви существует единство Духа и разность Его выражения. Но так только у тех, кто живет по Богу, кто Духа имеет, кто Ему причастен. Фарисей же имеет только форму и неприязненно относится к проявлениям Духа.

Известно, что форма без духа мертва, а дух в жизни каждого нового человека присутствует неповторимым образом, и это касается неповторимости личности каждого. Поэтому, и форма подготовки, которую человек избирает согласно со священником советчиком, у каждого своя.

Знаю случай, когда родителям десятилетней девочки священник сказал водить ее перед причастием на вечернюю службу и вычитывать ей все каноны и последование. Родители видели, что девочке это не по силам и только отпугнет ее от Церкви. И они перешли в другой храм. Ведь вычитывание молитв еще никого не сделало ближе к Богу, Которому важна молитва от сердца.

Профессор Алексей Осипов говорит по этому поводу: «Избави Бог вас вычитывать молитвы». В результате подобного вычитывания у человека может пропасть даже то слабое чувство присутствия Бога, которое у него есть.

Архимандрит Павел ГруздевХочу еще рассказать одну историю. Однажды старца Павла Груздева спросили, почему он после Причастия не читал благодарственные молитвы? И тот ответил: «Я уже поблагодарил Господа в сердце моем».

Бог желает нашей любви, а человек, вычитывая правило, поступает, как тот, кто, приходя к любимому человеку, начинает ему монотонно читать чужие стихи о любви.

Этого ли хочет любящий? Не стихи чужие мне нужны, ответит он, а ты сам.

Верно это и в отношении Бога. Это, конечно, не говорит о том, что правила не нужны, но говорит о необходимости вместе с опытным священником соразмерить правило со своей жизнью, чтобы молитва и пост не были нудной обязанностью, но живым обращением ко Господу.

Чего мы ждем от Причастия

Я, как и многие другие люди, долго не знал, чего можно ожидать от таинства Причастия. Потом долгое время мне казалось, что, после него человек должен испытывать несказанную радость. Но этого со мной не было. И только потом прочитал у святых отцов, что Причастие действует различно, далеко не всегда как радость.

Александр ГенисАлександр Генис в книге «Родная речь» пишет, что расшифровка текста — это дело личного духовного опыта. И те плоды, которые человек обретает в Причастии, также постигаются по мере его духовного опыта и не сразу. Скажу только, что Причастие действует даже тогда, когда, казалось бы, оно никак себя в душе не проявляет.

Но, чтобы осознать это, требуются годы и десятилетия литургической жизни.

Один мой друг как-то раз сказал мне, что после Причастия он видит благодать на всем творении. В воздухе, на деревьях, в окружающем его мире. И он понимает, что это есть результат таинства.

Но при этом его душу тяжело мучает враг (когда-то он был одержимым). И он после Причастия говорит, что, видя благодать на мире, он в своей собственной душе благодати не видит. В его душе темно и он испытывает тяжкую муку от врага. Однако его наставники напоминают ему историю об одной монахине, которую много лет мучили плохие чувства и мысли. Спустя многих лет мучений ей явился Христос. Она спросила: «Где Ты был, Господи?». И Он ответил: «В твоем сердце». Она очень удивилась: «Как это может быть? Ведь в моем сердце был мрак?». И Христос ответил: «Ты противилась этому мраку, и этим всегда освобождала место для Меня».

Здесь можно вспомнить пророка Исайю, сказавшего: Не всегда мрак будет там, где теперь он сгустел (Ис.8:22).

Мне приходилось видеть, как некоторым людям после Причастия было очень плохо. Ответ на то, почему так происходило, я смог найти у старца Иоанна Крестьянкина. Этот подвижник говорит, что, когда человек дал врагу права над собой, то враг не хочет отступать, даже когда человек причащается. Но, Причастие жжет врага, тот корежится и мучает человека. Человеку тогда после принятия таинства становится очень плохо. Если он выдержит эту борьбу, то враг, в конце концов, отступит, так как не выдержит частого причащения. Хотя в этой борьбе может пройти несколько лет.

Наставники в таких случаях говорят, что, если враг так мучает душу в начале христианского пути, то, значит, он видит, что из веры этого человека вырастет добрый плод Духа. Впрочем, мучения могут быть не только в форме прямой атаки врага. Бывает, что, после того, как человек начинает причащаться, у него дома происходят скандалы и ссоры. Но и они постепенно утихают.

Эта борьба за Причастие имеет большое значение для Бога и для роста души человека. Как говорит святой Феофан Затворник: «Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим — сном, покоем и тому подобным».

Артем Перлик

Продолжение здесь

 

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.