В Челябинске состоялась открытая лекция литературоведа Дмитрия Богача

Кирилл Белоусов

Читатели Публичной библиотеки обратились к теме «Осквернение святынь в творчестве Достоевского и “герои” нашего времени»

Открытая лекция была организована Дмитрием Александровичем Богачем. Данное мероприятие проходит в Публичной библиотеке уже второй год подряд в рамках празднования дня рождения Федора Михайловича Достоевского (11 ноября). Интересно, что это празднование утверждается президентским указом — что уникально для литературных юбилеев последних лет.

В этом году литературная встреча впервые прошла со священником — руководителем Отдела по делам молодежи Челябинской епархии протоиереем Ярославом Ивановым. Организаторы посчитали необходимым, чтобы приглашенные гости из числа школьников и студентов ознакомились с православным взглядом на творчество писателя и на тему данной лекции. Поэтому, в первую очередь, мы приведем в качестве комментария к данной лекции слова отца Ярослава:

—  Сегодня меня интересует вопрос о том, насколько разговор об осквернении святынь актуален для современной молодежи, которая в большинстве своем не живет верой. Далеко не каждый понимает, что религия — это жизненный путь, что это способность и энергия, которые направлены на то, чтобы идти по этой дороге только вперед. Достоевский также пишет о том, что человек без веры не сможет обрести вектор становления своей личности. К тому же, разве этот наш сегодняшний разговор интересен одним только верующим? Как вы думаете, могут ли у неверующих быть свои святыни? (Прим. ред. — из зала прозвучало несколько ответов). Вы выделили любовь родителей, уважение друзей и честные отношения между ними. И все мы помним, как эти святыни разрушались: вспомним пионера Павлика Морозова, который предал своего отца. Тем самым он уничтожил в себе добро ради преходящей и внешней по отношению к нему идеи. Можно вспомнить еще одну общую святыню светских и религиозных людей — это Отечество, земля наших отцов. Отсюда происходит и само слово патриотизм. Прежде всего, мы ценим Родину за то, что по ее просторам ходили наши близкие, — рассказывает батюшка.

— К слову, многие из нас в своей жизни целовали фотографии любимых — поэтому вам легко будет понять и благоговение верующего человека по отношению к Богу, святым и их иконам. Также отмечу, что главным оправданием Раскольникова могло послужить следующее утверждение, принадлежащее Федору Михайловичу Достоевскому: «Если Бога нет, и все позволено». Тем не менее, все мы понимаем, что такое энергия света, а что такое энергия скверны. К примеру, любимый образ Ницше — это сумасшедшие, убившие Бога. И все мы знаем, каким был итог его жизни. Поэтому разрыв с Богом — это всегда уничтожение человеческого в нас самих. Так повелось с Адама, который был призван превратить этот мир в рай. Из всех этих примеров можно усвоить то, что свобода во все времена предполагает ответственность, а жизнь с Господом является самым ценным приобретением в жизни. Подлинная свобода укрепляет в людях мудрость и жертвенность.  Конечно же, при этом она очерчивает для нас естественные границы. Пусть сегодня пророками провозглашают порочных с христианской точки зрения людей, но настоящая жизнь никому не прощает вседозволенности. Достоевскому приписывают такую фразу: «Красота спасет мир». Но, принимая для себя этот афоризм, следует помнить о необходимости защищать красоту и насаждать красоту — попутно выбрасывая весь накопившийся в душе сор, — подытожил отец Ярослав.

Дмитрий БогачА Дмитрий Александрович Богач начал свое выступление с констатации того, что российской общественности особенно важны творческие ответы Достоевского на проблемные вопросы современности: как выйти из мировоззренческого кризиса, как не утратить веру и человеческое достоинство и так далее. Затем лектор подчеркнул значение христианской духовности в жизни Федора Михайловича:

— Недаром вся русская религиозная философия выросла на его трудах… Писателя привела к Богу сама жизнь: испытания арестом и ожиданием смертной казни, к которой он был приговорен за посещение революционного кружка петрашевцев. После высочайшего помилования пришел черед следующего мытарства — каторги. Во время нее вера Достоевского стала непоколебимой. Федор Михайлович утверждался в Православии, находя веру даже у самых последних преступников, которая зачастую порождала в их душах искреннее раскаяние. Еще больше в понимании необходимости воцерковления его утвердило чтения Евангелия, подаренного ему женами ссыльных декабристов. Оно стало для Достоевского подлинной святыней — ведь это была единственная книга, разрешенная политическим арестантам того времени. Уже на воле он начал фундаментальное изучение святоотеческой мысли, обратившись к наследию святителя Тихона Задонского. А о духовных исканиях периода своей каторги классик впоследствии говорил следующее: «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла» (Прим.ред. «Осанна» — здесь это «желание славословить Бога»). 

Евангелие Ф.М. Достоевского

Интересно, что в «декабристском» Евангелии Федор Михайлович выделял эпизод Воскрешения Лазаря (Ин.11:1-45). Он искал в этом для себя начало новой жизни с Богом. «Интересно, что именно богоискательство возрождает душу, в том числе, и во всех положительных героях Достоевского», — отмечает Дмитрий Богач. «Между прочим, именно это место из Евангелия Раскольников просит читать Сонечку Мармеладову в наиболее значимый момент его жизни» (когда он отрекается от своей человеконенавистнической теории).

Далее эксперт продолжил выступление, переключившись на героев Достоевского, ставших воинствующими атеистами: Федора Карамазова, без всякой причины оскорблявшего старца Зосиму, Андрея Версилова (персонаж романа «Подросток»), расколовшего икону ради доказательства своих убеждений, а также его знаменитых  «бесов» — прообразов революционных террористов. По словам Дмитрия Александровича, за подобным разрушением святынь чаще всего следует безумие — тому есть примеры и в действительности: предсмертные болезнь мозга у Ленина и паранойя Сталина. Разумеется, мы не могли не поговорить о романе «Бесы» более подробно: «За это произведение Федора Михайловича современники обвиняли в клевете на отечественную молодежь. И это несмотря на то, что потомки по достоинству оценили роман «Бесы» за обилие пророческих моментов о Революции. Можно сказать, что это целый учебник революционного террора», — рассказал литературовед. Это повествование подытожило тему осквернения святынь в художественном мире Достоевского и в истории XX столетия, многие события которой были предвосхищены этим великим мыслителем.

Кузбасс. Инсталляция "Герои Достоевского"

Затем Дмитрий Александрович начал размышлять о «героях» нашего времени, которые уподобляются осквернителям святынь из вышеназванных произведений:

— К сожалению, не всеми выучены исторические уроки. В частности, воинствующий атеизм стал некой «культурной» практикой многих «прогрессивных» людей и их последователей: наглые выходки Толоконниковой и компании в храме Христа Спасителя, Руслана Соколовского в Храме на Крови, Ксении Собчак в облачении священника – все это «герои» Достоевского, все это чуткая проницательность великого художника. А наша действительность, как в зеркале, отражается в его романах и дневниках.

Поэтому, по его мнению, для пресечения подобной экстремистской активности необходимо усиление ответственности за нарушение пресловутого «Закона об оскорблении чувств верующих». Автор этой публикации хотел бы отметить, что с подобным мнением ни в коем случае нельзя согласиться. В подтверждение моих слов мне хотелось бы привести во-первых библейские фразы:

Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал.6:7);

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1Кор.6:7);

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (5:10-11).

Икона "Нагорная проповедь"

Во-вторых подчеркну, что последние слова относятся к Нагорной Проповеди Господа нашего Иисуса Христа и являются самым ярким призывом к смиренному отношению верующих к искушениям этого мира. А, в-третьих, если говорить юридическим языком, то  за некие «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ) можно привлечь к ответственности любого человека. К примеру, можно обернуть этот закон против православных миссионеров, которые борются с сектантским засильем на территории России. Кстати сказать, Святые отцы христианской древности никогда не защищали свою веру силами государства. В остальном мы можем согласиться с выступлением уважаемого Дмитрия Александровича Богача и подчеркнуть особую важность диалога о христианских основах русской культуры и православных святынях нашего народа.

Кирилл Белоусов

Иллюстрации предоставлены Пресс-службой Публичной библиотеки

 

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.