Театральная кухня: репортаж с генеральной репетиции премьерного спектакля православного молодежного театра «Белая птица»

Татьяна Колодяжная

Репортаж с генеральной репетиции православного театра «Белая птица» перед премьерой

Обычно этот процесс сокрыт от глаз стороннего человека. Из зрительского кресла спектакль вовсе не выглядит кропотливой и энергоемкой работой, а словно бы получается сам собой. Корреспондента ПМД74 пустили за кулисы —  и больше того, на генеральную репетицию нового спектакля православного молодежного театра г. Челябинска «Белая птица». О рождении премьеры изнутри в репортаже Татьяны Колодяжной:

Вхожу в зал, когда труппа хором слаженно поет молитву перед репетицией. Это православная традиция, так заведено и в воскресных школах. Пение умолкает, и сразу начинается работа. «Уберите из рук еду! Вы пришли из дома!» — говорит режиссер. «А меня мама не накормила!» — не теряется один из маленьких актеров. Поставленные голоса приятно слушать — как будто действие спектакля уже идет.

«Телефоны сдаем! Банты прибрать! Сегодня надо поработать в костюмах», — звучат все новые просьбы. Организуют работу двое: режиссер Марина Юрьевна Глейх, спокойная женщина в широкой повязке поверх светлых волос; и художественный руководитель Елена Евгеньевна Садовникова — темноволосая, заводная и звонкая. Репетиция идет в зале епархиального управления. Светло-бежевые стены, на сцене стоят ширмы с нарисованными героями мультфильмов.

На стуле впереди меня юноша с длинными русыми волосами и коротко бритым затылком, в мундире брусничного цвета с желтыми бахромчатыми эполетами. Всюду мелькают бантики, платья, причудливые наряды. Мальвина,  мультяшные Маша и Даша (без медведей), Карлсон. Изящная стройная девушка, из-под белой беретки падают светлые локоны, ну точно курсистка из романа.

— Во время действия делайте паузы, — слышатся поправки режиссера, — Вчера мы ширмы крутили, сегодня не крутим, получается не так, как надо.

Голоса ребят не менее звучные, и от этого их реплики звучат еще забавнее:

— Моя лошадь — вот здесь! — кричит парнишка товарищу, — Але, гараж!

— Татьяна, вы уж не пишите, как я ругаюсь на последней репетиции! — смеется Елена Садовникова.

Мальчик лет семи, в обычной темно-серой водолазке, выходит на сцену с загадочной улыбкой.

— Ты будешь выступать?

— Да.
— Ты с ума сошел…

— Да.
— Я ждала этого момента, — вполголоса говорит Марина Юрьевна.

Топот, стук, кашель, шныряние.

— Ксюша Бондарчук готова?

— Марина Юрьевна, она всегда готова! — звонко отвечает чей-то голос.

Наконец гремит музыка. Разномастная толпа, шурша нарядами, сбегается на сцену.

Все! — по-мхатовски звучно возглашает юноша в брусничном мундире — Опоздали! Зритель… не пришел!

Пестрая толпа замирает, подбирается и единогласно грозит «капитану»:

— Не дождешься! Уф… Здравствуйте!

Вся ватага отвешивает мне поклон — мой стул в ряду точно напротив сцены. Трудно сдержать улыбку.

А работа идет. Снова и снова непререкаемые режиссерские правки напоминают, что это пока что только репетиция.

— Душа волнуется, а в сердце — тихая радость, — парень в костюме человека-паука произносит это уже в пятый раз, и все так же проникновенно.

Место действия — магазин игрушек. Его посещают разные люди: надменная пожилая дама приходит за очередным подарком для обожаемой внучки, шустрый мальчишка выпрашивает игрушку у заботливой мамы, юноша в синем пиджаке выбирает сувенир для молодой жены. А Коля с Лизой, местные детдомовцы, приходят помочь и заодно поглядеть украдкой на недоступные им сокровища — современного робота, яркого гусара на лошади, пушистых мягких зверят. Хозяйка всего этого великолепия, миловидная белокурая «тетя Света», от души любит свой игрушечный мир, но еще сильнее ей жаль детей из приюта, которым некому купить все эти восхитительные вещи. «Какая-то вы странная», — посетители не понимают девушку и уходят с пустыми руками, стоит ей невзначай упомянуть о своих мыслях.

А самое грустное в ситуации то, что вот-вот наступит Рождество. Кто же принесет радость тем, кого некому поздравлять? И, согласно сказочным законам, игрушки даже оживают на некоторое время. Но кончается все неожиданно, как и всегда. Сценарий — полностью авторский, написан режиссером Мариной Юрьевной Глейх.

По ходу действия режиссеры иногда подают актерам сигналы, иногда просят исполнить какой-то эпизод заново.

 — Особенность этого спектакля: в нем участвует много маленьких детей, которые до этого вообще не выходили на сцену. Для них, да и для некоторых ребят постарше, это дебют, — рассказывает Елена Евгеньевна, — Мы сказали ребятам, что они могут участвовать, но будет очень трудно. За 2 месяца они совершили маленькие подвиги.

Еще за неделю-две некоторым казалось, что это будет нереально. Я переживала за этот спектакль, за малышей, как никогда. Но когда получается преодолеть себя, все трудности, страдания уходят на второй план и хочется ставить планку повыше. Так и у юных актеров, и у нас с Мариной Юрьевной.

Две девочки лет семи, в малиновых сарафанах и платочках — мультяшные Маша и Даша из числа оживших игрушек. Одна из них неожиданно залихватски умеет свистеть в два пальца. В какой-то момент одна из Маш оговаривается, а другая ее поправляет. Режиссер тут же делает замечание — это непрофессионально. «Маша сказала твою реплику — не поправляй ее, работайте дальше!». Мальчишка в серой водолазке проходит по зрительному залу, что-то жуя, и кивает мне, как знакомой.

— Могу вас поздравить — в первый раз вы справились от начала и до конца за 50 минут, — говорит наконец Марина Юрьевна, неторопливо выходя на сцену. Труппа тут же рассыпается по зрительному залу — малыши вертятся и хотят пить, подростки шепчутся между собой. Но вот все стихает — режиссеры начинают «разбор полетов».

Кто только сегодня не запнулся о ширму! Глеб! Танюша! Лиза — когда метешь пыль, метелкой можно — бац! — стукнуть Кольку по голове. Лишних пауз не делаем! А то Антошка начнет чихать и его не остановишь. Почему робот так мало поработал? Коля, когда ты танцуешь, это прорыв. 

В постановке занято около 30 человек. «Белая птица» — театр семейный, подчеркивают режиссеры. Так, сегодня на репетиции есть мама с дочерью и бабушка с внучкой.

Коля, парень в синем костюме, который играет заботливого мужа, стоит возле меня:

— Как тебе впечатление?

Он в составе «Белой птицы» уже девять лет («Пришел вот таким» — показывает ладонью над полом). Любимая роль — в постановке «Люди-птицы».

 — Бывает, что зрители на наших спектаклях реагируют интересно. Так, когда мы ездили по селам со спектаклем «Филька», многие подходили и говорили: а у нас в деревне тоже была такая ситуация.

К разговору присоединяются другие актеры — темноволосая Ксения в белых меховых наушниках, кудрявая Настя с двумя озорными хвостиками. Спрашиваю, что самое сложное в подготовке к роли. Все трое задумываются.

— Самое трудное — понять свою роль, — говорит Коля, — Иногда кажется: ну что тут вообще играть? А ведь это надо тоже сделать убедительно. Даже просто сказать со сцены, как я сегодня: «Здравствуйте, девушка, заверните мне, пожалуйста вот эту игрушку». А еще состояние твоего героя по ходу действия может меняться, и ты должен это передать.

 — И маленькая роль сложнее, чем большая, — добавляет Ксюша, — В большой роли о герое много сказано, пока читаешь, тебе легче понять его характер, представить его. 

Напоследок прогоняют еще раз первую сцену. Марина Юрьевна вносит коррективы:

 — Невесту, невесту поближе поставьте! — девушка в пышном белом платье, кукла по сюжету, сдвигается в сторону, — Вот красавица выросла! Знаете что, на будущий год хочу ставить «Снежную королеву». 

Все чаще у маленьких актеров звонят телефоны. В дверь уже заглядывают мамы. Прошло три часа репетиции. Успеваю сказать пробегающей мимо Елене Садовниковой: «Удачной премьеры!», и на ее живом лице вспыхивает ответная улыбка.

P.s: А уже на следующий день состоялся премьерный показ спектакля «Не уходи от добра…». За субботу и воскресенье коллектив выступил в Копейске, Челябинске и в поселке Травники (Челябинская область).

 — В Копейске нас на рождественскую елку пригласил храм Покрова Пресвятой Богородицы. С первым спектаклем мы к ним приезжали еще лет пять назад, — рассказали режиссеры.

Елена Садовникова отметила:

 — Я сидела за пультом звукооператора. Мы выступали в ДК имени Кирова, зал на 400 человек был почти полным. И… была абсолютная тишина! Только что эти дети носились вокруг елки, а сейчас сидят и слушают… В зале епархии в воскресенье тоже яблоку было негде упасть. И в Травниках было около 100 человек, и тоже была тишина.

В планах труппы — трехнедельные гастроли с рождественской премьерой.

Текст и фото: Татьяна Колодяжная

Комментарии посетителей

  • Татьяна Быстрых
    23.01.2018

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, когда и где можно будет посмотреть этот спектакль?

    • Татьяна Колодяжная
      Татьяна Колодяжная
      25.01.2018

      Татьяна, здравствуйте! Последний в этом сезоне показ открытый показ рождественского спектакля «Не уходи от добра» состоится 27 января в 18.00 в конференц-зале Епархиального управления (ул. Кыштымская, 34).
      За подробностями о жизни и расписании театра можно следить здесь: https://vk.com/club30555391

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.