Творчество Высоцкого глазами православной молодежи

Кирилл Белоусов

31 октября (то есть завтра) православный студенческий клуб «Призма» приглашает всех желающих на киноклуб по фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Наше предыдущее собрание также было посвящено личности Владимира Семеновича Высоцкого — мы посвятили ему литературный клуб. В связи с этими событиями хотелось бы понять, почему творчество летописца эры шестидесятников все еще актуально для нас, представителей церковной молодежи. 

Прежде всего отметим, что у каждого «свой Высоцкий», и в его богатом наследии он находит для себя именно те стихи, которые затрагивают определенные струны его души. Также интересно, что современники говорили о том, что его творчество отрубает голову любому цинизму. В его балладах молодежь эпохи застоя обретала свое кредо. Именно в то время жили большинство из наших родителей, и через них мы узнали о творчестве Владимира Семеновича.

Из заседания литературного клуба «Призмы» мне больше всего запомнился разговор о таких произведениях как: «Песня о звездах», «Он не вернулся из боя», «Здесь лапы у елей дрожат на весу» и «Здесь вам не равнина». Всем участникам вечера была удивительна глубина военных и романтических песней поэта. Было непривычно разбирать стихи по каждой строчке, по каждому образу — прежде с песнями у нас так не получалось. Для тех из нас, кто не был глубоко знаком с творчеством Высоцкого, стало открытием, что он смог так раскрыть в своих песнях войну, несмотря на то, что он не был ее очевидцем. Также для них было небезынтересно узнать об историческом контексте его творчества.

Владимир Семенович интересен всякому поколению своим талантом и поэтикой, своей кипучей энергией, характером и харизмой. Недаром в 2010-ом году Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что, согласно опросам, в сознании наших современников Высоцкий занимает второе место среди великих русских людей XX века. Особенно знаменательно то, что на первом месте стоит Юрий Гагарин, на третьем – маршал Жуков. Притом большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, – это молодые люди, родившиеся уже после смерти актера и поэта. Прошло уже более 30 лет после его кончины, но «народная тропа» к нему не зарастает.

Конечно, в церковной среде часто критикуют поэта за те искушения, с которыми он не смог справиться… Тем не менее, лучше всего сказал о жизни Высоцкого его друг и старший наставник Булат Окуджава своей песней, написанной на смерть поэта: «Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил; как умел – так и жил, а безгрешных не знает природа». 

Действительно, стоит быть благодарными этому человеку хотя бы за то, что у него очень много песен про настоящих мужчин. На них воспитывались тогдашние юноши, и сейчас особенно остро чувствуется нехватка подобных произведений.  В этих песнях прославляются подлинные мужские качества: верность слову, твердость, решительность, ответственность, целеустремленность и рыцарское отношение к женщине.

А его «Баллада о любви» хотя и повествует скорее о романтическом чувстве между мужчиной и женщиной, но в этой ней отчетливо видится и другое – это своего рода гимн любви как высшей христианской добродетели. Любовь к людям – это дыхание души, ее насущная потребность. Все, кто знаком с творчеством Владимира Семеновича, знают, что в своих песнях Высоцкий очень часто обращался к духовным темам, широко использовал религиозные мотивы, духовные образы и церковную терминологию.

«Баллада о любви»

В его стихах мы нередко можем встретить церковнославянизмы: ликчеловеченынеприсново веки веков и другие. Его песни изобилуют очень нехарактерными, непривычными для советской поэзии словами: церквисвятая святыхблагодатьобразаиконыкрестылампадыладансвечикуполаколоколанабатмалиновый звонмолитвыкрещениепервородствоапостолдьяконпономарьзвонарьархангелыангелыхерувимырай. Не говоря уже об именах Божиих: ГосподьБогДухХристос.

Подчеркнем: не мог неверующий, равнодушный к духовным проблемам человек спеть:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это все, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа…

Эту догадку подтверждает и последнее стихотворение Владимира Семеновича, посвященное им в 1980 году его последней жене Марине Влади:

И снизу лед, и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я чист и прост, хоть я не от сохи,
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

После столь подробного разговора о жизни и творчестве Высоцкого собравшиеся не могли не принять предложение Марии Зиновьевой (ведущей нашего вечера), и мы решили посмотреть фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011), созданный по сценарию сына поэта Никиты Владимировича.

Перед нашей следующей встречей предлагаю прочитать отрывки из рецензий с «Кинопоиска», чтобы оценить плюсы и минусы картины и посмотреть ее аналитическим взглядом:

Константин Исаев, 27 лет:

— Действия картины охватывают лишь маленький биографический кусок, в котором Владимир Высоцкий, будучи в нездоровом состоянии, отправляется вопреки опасениям близких и врачей на гастроли в Узбекистан, тогда как его вместе с командой постоянно преследуют КГБ. Небольшой временной охват отнюдь не минимизирует действительный масштаб сюжета, а лишь переключает его из одного режима в другой, когда задействованные сюжетом территории с их количеством сменяются глубиной отношений между героями, и их способностью влиять на то, что их окружает. Большое кино в малых масштабах. 

MrJekson, 24 года:

— В картине прекрасно практически все, начиная с актерской игры и заканчивая работой кинооператора. Мешает, разве что, лиха закрученная сюжетная линия с КГБ, время которой была уделено достаточно больше, нежели самому Владимиру Высоцкому. Но даже несмотря на это, фильм захватывает буквально с первых минут и не отпускает до самых финальных титров. Прекрасные пейзажи, нескончаемая жара, любимые песни барда и прекрасные стихи поэта лишь усиливают любовь к данной картине. Ты словно переносишься по ту сторону экрана, искренне веришь и сопереживаешь основным персонажам. Ещё больше поражает талант самих актеров, благодаря которому фильм смотрится значительно круче и интереснее. 

Платон Хахонин, 25 лет:

— «Высоцкий. Спасибо, что живой» — очень красивое, великолепно оформленное кино, но весьма бездушное. Артиста заменила маска, а талант — наркотики. Но я прекрасно понимаю, что в любом случае, мы бы не избежали байопика о Владимире Семеновиче, так что, возможно, все еще не так плохо?

Павел Орлов, 29 лет:

— Удивительным образом в картине о Высоцком, названной в честь него, нет самого Высоцкого. «Портретная маска» Шрека, приделанная к туловищу «таинственного незнакомца», мимикой и движениями напоминающего Робокопа, при всём желании и воображении, к Высоцкому имеет мало отношения. Как и в случае с воссозданием эпохи, воссоздание барда ограничилось поверхностными признаками. Итог неутешителен — причина, заставлявшая поэта рвать струны и петь «на разрыв аорты», сводится к наркотической зависимости и природному своенравию, смешанному с неловким барством. Абсурд, согласитесь. 

Подготовил Кирилл Белоусов

P.S. Основой для этого материала послужили размышления священника Павла Гумерова.
P.P.S. Собрание киноклуба состоится в 18:00 в воскресной школе храма св.Сергия Радонежского (пр.Победы 398).

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.