Хэллоуин: Посмеяться над чертом?
В связи с приближением Хэллоуина (31 октября), меня попросили рассказать о том, как я отношусь к его празднованию. В самом этом вопросе, обращенном к православному, есть момент провокации. Как может христианин относиться к празднику бесовщины? (Никакого другого смысла у него для русского уха нет, день всех святых мы обычно отмечаем в июне.) Как может врач или санитар относиться к питью из лужи? Конечно, плохо!
Однако, если продолжать аналогию, в статистике инфекционных больных доля напившихся из лужи, наверняка, ничтожна. Заболевают люди от другого: от некачественных консервов, немытых рук, лесных клещей – и именно на это направлены основные силы медицинской профилактики. Так и с «инфекцией» духовной. Оккультизм проникает в нашу жизнь через йогов, гадалок, экстрасенсов, подобных суеверий можно набраться и от православных «бабушек». Хэллоуин находится далеко не в начале этого списка.
В нашей стране Хэллоуин не прижился. Пройдите по улицам, зайдите в дома знакомых: много вы увидите тыкв с вырезанными глазницами и свечкой, хотя бы сувенирных? Разве что в школах или танцевальных ночных клубах; причина банальна – и там, и там любят костюмированные карнавалы. А в некоторых европейских и американских странах это традиция. Только не надо думать, что это следствие «бездуховности» Запада. Весной у нас бывает не менее варварский обычай, сжигание Масленицы, в котором охотно участвуют и юные православные активисты. Конечно, никакого языческого содержания в том обряде давно нет. Но сама по себе эстетика – предавать огню символическую девушку в платочке – вызывает противоречивые чувства.
Так что отношусь я плохо и сам не участвую. Но поводов для страхов и истерик не вижу.
Недавно на экраны вышел фильм «Монах и бес». Православная комедия, притча о том, как монах подружился с искушавшим его бесом, обратил его к истинной вере, а когда сам погиб, бес по имени Легион отправился в монастырь замаливать грехи. Если воспринимать это не как притчу, а буквально – история конечно абсурдная, хотя и взята из жития святого Иоанна Новгородского (возможно, фольклорного).
После первого просмотра я отнесся к фильму осторожно. Но мне довелось его увидеть и во второй раз на встрече с режиссером Николаем Досталем, в рамках патриаршего фестиваля «Вера и слово». Полный зал монахов, священников, людей в рясах и в мирских костюмах хохотал в голос, то и дело аплодируя и восклицая: «Это про нас! Точно!»
Затем режиссер Николай Досталь начал раскрывать секреты создания фильма. Выяснилось, что Тимофей Трибунцев, исполнивший роль главного героя – праведника, относится к религии прохладно. Зато Георгий Фетисов, игравший беса, православный христианин, регулярно ездит в паломничества, а на Святой Земле, в Иерусалиме, бывал дважды, и привозил оттуда в подарок своему режиссеру иконы.
И вообще театр есть театр. Так что увидев «тыквенную голову» не надо пугаться, а лучше, как призывал классик Николай Васильевич Гоголь, «посмеяться над чертом». Или, как сформулировала современная писательница Майя Кучерская то, что мы делаем при Таинстве Крещения, «наплевать на дьявола».
Остап Давыдов