Путь от сердца к сердцу. Отчет о мастер-классе по изучению Евангелия

Кирилл Белоусов

В чем исправит юноша путь свой? В сохранении слов Твоих (Пс.118:9).

den-ed-deystv23 января на Сборе православного молодежного актива Челябинской епархии состоялся мастер-класс по изучению Священного Писания. Мы разбились на три малые группы, которые возглавили священники — протоиерей Ярослав Иванов, иерей Сергий Топычканов и иерей Евгений Лучинин.

 

Наши группы объединил известный большинству из нас отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.13:31-48). В нем переданы притчи Христовы о зерне горчичном, о закваске, о плевелах (объяснение притчи), о сокровище, скрытом в поле, о купце, ищущем хороших жемчужин и притча о неводе.

84

Из обсуждения нам запомнились следующие мысли молодежи. В первую очередь мы поговорили о том, что процесс духовного возрастания незаметен для человека. Но, как мы отметили, каждый из нас должен его контролировать и помогать ему. Чаще всего при этом жизни по заповедям мешает испорченность человеческой природы, ложный стыд перед невоцерковленными и неверующими близкими, стеснение при исповедании веры, духовная лень, привычка к праздности и различные виды страха.

Затем у нас возник разговор о том, какой путь к обретению Царствия Небесного указывает нам Спаситель. Больше всего в этом помогает, конечно же, вера. Как известно, она начинается с доверия к Богу. Это самое доверие помогает молодежи определить свой путь в жизни. А отвержение себя ради ближних ведет нас ко Христу, вся жизнь Которого учит нас жертвенности. От самоотречения мы способны перейти к проповеди евангельских истин. Но при этом всякому новоначальному нужно помнить, что в свидетельстве о Боге важны ненавязчивость, твердость, последовательность, любовь и искренность.

119927522_large_svyataya_tatyana__15_

Ведь когда мы обретаем веру, как считают участники одной из наших евангельских групп, важно не потерять связь с семьей и друзьями. Ведь практически любой вопрос из области нравственного богословия, любую заповедь можно объяснить через этику, логику и посредством жизненных примеров. Но в проповеди нашей веры недопустимы упрощения, послабления и попустительство греховным наклонностям. Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что этими притчами, основанными на бытовых моментах, Господь хотел показать образ распространения проповеди: «Его ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, но так как сила, в них сокровенная, была велика, то она распростерлась по всей вселенной».

Также мы обозначили, что любовь людская ни в коем случае не должна быть выше нашего чувства по отношению к Богу, стремления к состоянию единения с Ним. В этой связи отец Евгений привел нам пример Адама, который возлюбил свою жену больше Творца: он послушал голос Евы перед грехопадением и совершенно забыл божественные заповеди. А относительно нашей обыденной жизни все мы знаем то, что симпатия, влюбленность и любовь могут происходить друг от друга, а могут противоречить друг другу. И супружеские пары, и настоящие друзья могут сохранить свои отношения только опираясь на свое единство в вере, которое помогает им совместно работать над исправлением своих недостатков, не осуждая и не отворачиваясь друг от друга. Мы должны быть открыты для всех — как и Церковь Христова. Эта организация должна состоять из разных людей. И мы не должны судить их — именно этому учит нас евангелист Матфей, верный последователь учения Господа (Мф.7:1).

iu74fpum1c4

В заключение обсуждения нашего евангельского отрывка нам хотелось бы выделить самое интересное в этой главе: это то, что Христос брал Свои притчи из будничной жизни. Он начинал с примеров хорошо известных Его слушателям, чтобы направить их мысли к более глубокому размышлению. Притчу о сеятеле Он взял с крестьянского поля, притчу о горчичном зерне – из виноградника, притчу о пшенице и плевелах – из каждодневных проблем, с которыми крестьянин сталкивается в борьбе с сорняками, а притчу о неводе – с берегов Галилейского моря. Притчу о скрытом сокровище Он взял из ежедневной работы по вскапыванию поля, а притчу о жемчужине – из сферы торговли. А притчу о закваске Иисус взял из кухни простого дома.

Так и Царствие Небесное начинается с очень небольшого, но в конце в нем будут собраны многие народы (Иез.31:6). В притчах Иисус говорит ученикам и Своим сегодняшним последователям, что не надо разочаровываться, что каждый должен служить и свидетельствовать на своем месте, что каждый должен быть маленьким началом, которое распространится, пока, наконец, земные царства не станут Царством Божьим.

zgguzefktkyМы постарались сегодня передать нам наше переосмысление истин православной веры, а также их применение к себе. Хотелось бы также прояснить то, зачем мы изучаем их именно таким образом, почему мы советуем начать христианский путь всем новоначальным именно с библейских встреч. Для этого мы обратимся к словам основателя одной из основных методологических школ по изучению Писания в малых молодежных группах Владимира Стрелова:

— Мы изучаем библейские зачала, поскольку они являются сердцевиной литургии оглашенных, а также основным подспорьем для просвещения новообращенных христиан в течение всей истории Церкви. Не менее важно то, что исповедание своей веры через общение молодежи в этих группах развивает у нее потенциал к социальному и миссионерскому служению.

Подход к изучению и применению в нашей жизни Священного Писания описан в самой Библии: псалмопевцем Давидом (в 118-ом псалме); апостолом Павлом: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим. 3:16); евангелистом Матфеем: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:17-18). Действительно, целью чтения Библии является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот – сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название чтения в христологическом ключе).
По словам Стрелова, при совместном чтении Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца, – и, если мы внимательны, мы увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания – один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.

 

Также нам показались важными практические советы Владимира Стрелова:

— Большим подспорьем ведущему может стать неформальный коллективный орган принятия решений (совет), куда войдут наиболее активные члены евангельской группы. Это позволит ведущему разделить ответственность за группу с братьями и сестрами, лучше понимать происходящее и предпринимать коллективные меры по улучшению чтений, преодолеть собственные ограничения и допускать меньше ошибок. Это же предохранит его от чрезмерного увлечения своим мнением и авторитетом. Оптимальной для совместного чтения Библии является группа в пять-девять человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Священного Писания становится сложным.

tgot_azk5ey

Дорогие друзья, желаем вам успехов в освоении методики проведения евангельских чтений на ваших приходах. Спасибо за внимание.

Кирилл Белоусов

Фото Надежды Тютиковой

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.