Пушкин в патриотических исканиях Достоевского

Пресс-служба ПМД74

Федор Михайлович Достоевский как всемирно известный русский писатель и виднейший религиозный мыслитель не мог остаться в стороне от исканий и осмыслений глубинных корней патриотизма, которые для общественного сознания XIX века всегда оставались «больным» и жгуче актуальным вопросом в связи с тем, что у государства, церкви и литературы представление о любви к родине было различным, нелинейным, непоследовательным и неоднородным.

Федор Михайлович Достоевский, фотопортрет

Патриотические убеждения Достоевского формировались в условиях жесткой идеологической борьбы на распаде западничества и славянофильства, в условиях амбивалентности исторической парадигмы (с одной стороны, общественный подъем и консолидация нации в Отечественную войну 1812 года; с другой стороны, жесткое подавление декабристского восстания и уничтожение любых демократических реформ; отмена крепостного права и – как неожиданный результат этой реформы – социальные язвы пореформенной эпохи: пьянство, проституция, детская беспризорность и проч.). Вся эта историческая и духовная составляющая эпохи Достоевского и породила сложные (их еще называют – вечные) русские вопросы, поставленные художественной литературой: Куда ж нам плыть? Русь, куда ж несешься ты? Кто виноват? Что делать? Кому на Руси жить хорошо? Если Бога нет, то все ли дозволено?

Патриотизм Достоевского тоже весьма неоднороден. Его любовь к Родине и его национальная идея складывались не благодаря, а вопреки. Вопреки тому, что он, жертва судебного и политического произвола, был приговорен к смертной казни, впоследствии отмененной и замененной четырьмя годами каторги в Сибири (без объективного состава преступления). Вопреки тому, что писатель, лишенный самой простейшей правовой помощи, гарантированной государством, вынужден был прятаться от кредиторов за границей и проч. Но Достоевский – это пример человека, который, вне всякого сомнения, исступленно и самоотверженно любил свою Родину (по одной простой причине – из желания писать и читать на русском языке).

Достоевский как писатель-патриот и мыслитель-патриот прекрасно понимал острую необходимость общей идеи, общего русского духа, который был бы способен на основе базовых традиционных ценностей объединить народ и интеллигенцию, либералов и демократов, людей разных сословий и политических взглядов. Все эти искания впоследствии воплотятся в его почвенничестве. Однако главным идеологом русского «литературного почвенничества» он считал не себя, а Пушкина, творчество которого знал с детства и как никто другой проникновенно понимал его художественное наследие.

Пушкин в понимании Достоевского постиг правду народную, поэтому был не столько первым национальным поэтом, сколько первым русским человеком, и не понимать Пушкина – значит не иметь права называться русским. Ценность Пушкинского гения заключается в открытии русского народа: русский народ по своей природе не раб и не может быть рабом, это народ с высоким чувством собственного достоинства, в душе народа сформирован национальный идеал (русский код), основанный на любви, милосердии и сострадании, именно русский народ, по мнению Достоевского, в связи с этим мог называться народом-богоносцем, тем народом, который впитал в свои духовные корни идеалы Христа.

Достоевский отмечает, что Пушкин был первым из писателей, кто дал нам художественные типы русской красоты, вышедшей прямо из русского духа, обретавшейся в народной правде, в почве нашей. Все типы положительной красоты русского человека Пушкин брал всецело из народного духа, который Достоевским противопоставляется европейской цивилизации: «Уверуйте в дух народный и от него единого ждите спасения и будете спасены». Вникнув в Пушкина, не сделать такого вывода невозможно.

Фактом особого значения Достоевский отмечает главную черту пушкинского гения – идею всемирной отзывчивости, которая базировалась на откликаемости народной правды чужому горю или счастью, на полноте перевоплощения в персонажи чужих наций (именно этим и объясняется всемирная известность русской литературы, поскольку проблемы человека в литературе универсальны). Именно народный идеал, по мнению Достоевского, заключает в себе способность к всепримирению, к всечеловеческому единству, к братской любви. Стать настоящим русским, по Пушкину, – стать братом всех цивилизаций, удел России – всемирность, не мечом приобретенная, а силой братства и братского нашего стремления к воссоединению людей: «И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!. <…> Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос».

Таким образом, для Достоевского Пушкин стал художественным открытием библейской истины о последовательном универсализме христианства, христианского учения об отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем». Именно в творчестве Пушкина Достоевский усмотрел национальную идею и культурный код русского народа, что впоследствии нашло свое отражение в его философии почвенничества.


Богач Дмитрий Александрович, кандидат филологических наук, литературовед, преподаватель
Доклад был сделан на Круглом столе, прошедшем 20 ноября 2019 в Челябинске в рамках VI областных образовательных Рождественских чтений с темой:
«Проблемы патриотического воспитания подростков и молодежи на Южном Урале. Духовно-нравственный аспект. Взаимодействие общественных организаций в деле патриотического воспитания».

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.