Как мы помянули Солженицына-поэта

Кирилл Белоусов

17 января в воскресной школе при Свято-Сергиевском храме молодежь студклуба «Призма» собралась на литературный вечер, посвященный поэзии Александра Исаевича Солженицына.

 

Александр Исаевич Солженицын большинству россиян известен как политический публицист, автор «Архипелага ГУЛАГ» и знаменитой статьи «Как нам обустроить Россию». Многие знают его как автора небольших повестей «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Иным известен Солженицын как автор реалистических романов «В круге первом», «Раковый корпус», исторической эпопеи «Красное колесо».

Однако настоящий талант проявляет себя во многих ипостасях. В историю русской литературы Солженицын вошел еще как поэт и драматург – автор поэмы «Дороженька», пьесы «Пир победителей», так называемого «тюремно-лагерного» цикла стихов.

Сам Солженицын не считал поэзию своим главным литературным занятием, избирая другие направления. Стихи он сочинял в заключении, заучивая их и повторяя с помощью хлебных четок, которым создал особое посвящение. Они помогали ему выжить.

 

Самым интересным и совершенным его поэтическим произведением является поэма «Дороженька». Написанная вероятно с оглядкой на «Теркина» Твардовского, она встает в ряд если не гениальных, то крепких поэм пятидесятых годов, освещающих фронтовые будни. Автор пробует в ней самые разнообразные поэтические приемы, размеры, стили – потому на нее полезно обратить внимание начинающему поэту.

 

Однако Солженицын – прозаик, и «Дороженька» — это прежде всего хорошая проза, хотя и записанная добротными стихами. В поэме важнее увлекательный сюжет, нарративные (повествовательные) стили, и вполне «достоевская» мораль. Как в «Братьях Карамазовых» Дмитрий получает наказание за убийство отца, хотя на самом деле он не убивал его, но виновен в оскорблении отца Илюшечки; Илюшечка же умирает тоже не совсем невинно, а за то, что накормил собаку стеклом.

 

Так и в «Дороженьке»: главного героя до поры до времени хранит от бед «колпак» – как мы сказали бы, Божия благодать. Герой хамит чекистам при аресте деда, помогает друзьям в создании тайной организации, общается со штрафбатчиками, ведет смелую переписку о Сталине – и его не трогают, ибо он чист от греха. Но стоит ему согрешить (хотя бы и тем, что грехом в его среде не считается) – соблазнить пленную немку – как тут же являются смершевцы с ордером на арест. И Нержин отправляется по этапу, наказанный, но за иной грех.

 

Стихотворения Солженицына, написанные в 1950-х, подводят определенный житейский рубеж. Автор надеется тихо жить в провинции, «учить детей, но только арифметике и письму» – а не истории и политике. Он радуется возвращению к Богу в «Акафисте». В жизни можно ставить точку. А ведь автору нет еще и 40, и от 90-летнего жизненного пути не пройдена и половина…

 

Участники вечера читали вслух солженицынские стихи 50-х годов и «крохотки» – два цикла стихотворений в прозе, созданные соответственно в 60-е и 90-е. Это начало и завершение новой, «второй» жизни великого писателя. Действительно, в конце, на пороге вечности в крохотке «Молитва», как и в «Акафисте» он снова повторяет слова благодарности Богу за проведенные в соработничестве с Ним годы.

 

Стоит надеяться, что кто-то из слушателей после этого вечера прочтет «Дороженьку», открыв для себя новую страницу в творчестве Солженицына.

Остап Давыдов

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.