«Господом Богом живу…». Жизнь одной русской бабушки

Жизнь одной русской бабушки«Господом Богом живу…». Жизнь одной русской бабушки.

Много неожиданного можно встретить в русской глубинке, это известно ещё с гоголевских времён. И самое неожиданное, конечно, — люди. Разлетевшиеся когда-то по свету старики возвращаются к себе на родину, в родное село. Сотни судеб, разных, необыкновенных, тяжёлых, встречаются там, откуда вылетели несколько десятков лет назад.

Об одной из них не могу не написать. В бабе Нине нет ничего особенного: верующая бабушка, слышит плохо, ноги болят, давление скачет. Даже не из тех бабушек, что отстаивала Церковь во время гонений: она пришла к вере немного позднее. Но что меня поразило уже при первой встрече – необыкновенная трезвость и ясность её ума.

В свои 89 лет баба Нина читает книги, на столе у неё рядом с Евангелием книга К.В.Зорина «Об очень личном — с православным врачом». В квартирке необыкновенная чистота и уют, нет никаких старческих запахов и вообще ни одного намёка на ветхость. Фотографии детей и внуков – все они живут далеко, в Кургане, Омске. С этажерки смотрят лики святых, горит лампадка. Но всё это не главное, главное – сам образ этой русской бабушки, радостный, светлый, никого не осуждающий, ни на что не ропщущий.

При следующей встрече я попросила бабу Нину рассказать о своей жизни. Всё-таки нечасто встретишь бабушку, которая в свои неполные девяносто настолько ясна умом, что читает святоотеческую литературу, имеет отличную память и, показывая фотографии, с увлечением рассказывает о подвиге Архипа Осипова и о кресте, водружённом в Крыму в его память. И вот что я услышала.

Нина Ивановна родилась в 1927 г. Детство её, как детство всех, рождённых в 20-30-е гг., было очень тяжёлым. Рано узнала она голод, холод и нужду. Рано узнала и тяжёлую физическую работу. В 14 лет Нина ежедневно грузила на телегу и возила пятидесятикилограммовые мешки с зерном. С удивлением слушала я её рассказ о том, как однажды она одна разгрузила грузовик, в котором было полторы тонны зерна. Работать было некому – шла война. А однажды её чуть насмерть не завалило влажной землёй, она успела «нырнуть под телегу». В тот день шестнадцатилетнюю Нину вместе с двумя маленькими мальчиками отправили возить землю на размытую плотину. Чудом она тогда осталась жива, в лицо на всю жизнь въелись шрамы, напоминающие об этом. Ещё в свои детские годы она успела поработать учётчицей в колхозе, рабочей, покатать валенки для детдомовцев.

После войны девушка вышла замуж, но замужество тоже не принесло счастья. Никого не осуждая, баба Нина в своих воспоминаниях об этом ограничилась одним лишь словом «натерпелась». А потом жизнь в Казахстане, воспитание детей, грамоты «передовика» за выращивание овощей. В 2004 г. на 78-ом году жизни баба Нина вернулась в с. Багаряк.

Казалось бы, здесь уже можно и закончить повествование о жизни. Но тут баба Нина достаёт из комода благодарственное письмо за подписью благочинного Сысертского округа. Читаю на нём: «… благодарим Вас за помощь, оказываемую приходу во имя свт. Николая Чудотворца с. Никольское». В 2000-х гг. на девятом десятке Нина Ивановна ездила в Никольский храм соседней области и помогала в его строительстве. Да и местная, Багарякская, церковь обязана ей неоднократными пожертвованиями.

В конце задаю свой главный вопрос: «Как же вы, прожив такую жизнь, пришли к вере?» Тут лицо моей собеседницы просветляется, и одновременно на нём появляется какое-то мученическое выражение. В церковь её привела трагедия. Случилось так, что её старший сын, ни в чём не повинный, попал в тюрьму. В своё очередное посещение, незадолго до освобождения, она принесла ему много гостинцев и сказала: «Сынок, завтра Пасха Господня. Когда-то это был великий праздник». На это он ответил ей: «Мама, почему ты меня не крестила? Ведь я в Бога верю и крест ношу». Это была их последняя встреча на земле. Не дождавшись освобождения, он погиб при непонятных обстоятельствах. Ему тогда был 21 год.

Около полувека прошло с тех пор, но на глазах бабы Нины и сейчас выступают слёзы. До сих пор последний вопрос сына саднит её сердце. «Почему ты меня не крестила?» Что я могла сказать ей в утешение? Только то, что святые мученики, исповедав веру, тут же умирали некрещёными, но это не помешало войти им в Небесное Царствие.

С тех пор баба Нина стала верующей.

Немало я слышала историй из жизни русских женщин поколения 20-30-х гг., живших в деревне (может быть, в городе было иначе, не знаю). Как же они похожи! Тяжёлое голодное детство, непосильный физический труд, война, пьющий и бьющий муж,… Но удивительно то, что при всей своей «похожести» у этих судеб такой разный конец. Кто-то зачерствел и озлобился, кто-то поник в житейских неурядицах, кто-то стал совсем невосприимчив к духовной жизни. Но есть люди – и вот он, живой пример, — которые подошли к последней черте с ясным светлым взглядом и твёрдым «Верую!» в сердце.

Игумения Феофила (Лепешинская) в своей книге «Рифмуется с радостью. Размышления о старости», опровергая тезис о том, что старость «портит» человека, пишет: «Ну да, бывают старики невыносимые: беспокойные, раздражительные, скупые, вредные, но это свойства характера, а не старости. Просто когда-то сдерживался, контролировал себя, скрывал дурное, а теперь тормоза отказали и страсти, крывшиеся в подсознании, вышли наружу и показались во всем уродстве. Брюзгливый зануда, профессор Серебряков в «Дяде Ване» Чехова, изводящий окружающих капризами и причитаниями: «проклятая, отвратительная старость… глупо, что я до сих пор жив… скоро я освобожу вас всех… недолго мне осталось…», наверняка и в цветущем возрасте был самовлюбленным дураком и глухим эгоистом». Вот и ответ на вопрос о «таком разном конце».

Закончив свой рассказ, баба Нина задумчиво сказала: «Господом Богом живу, ни на кого не надеюсь. Только так». И это – главная мудрость, которую она вынесла из своей нелёгкой жизни. Получается, что и мы сейчас изо дня в день занимаемся ничем иным, как готовим свою старость. Готовимся к тому времени, когда «откажут тормоза» и всё внутреннее и потаённое выйдет наружу. Дай Бог, чтобы тогда наша «продвинутая, интеллигентная, высокообразованная» мудрость достигла той глубины и простоты, какой достигла, например, солженицынская Матрёна. Или вот баба Нина из далёкой русской деревни.

Автор: матушка Алена Топычканова
село Багаряк
сайт: hramlarino.ru

Комментарии посетителей

  • Галина Лукина
    10.02.2016

    Очень хорошее начинание, мат. Алена, собирать и записывать истории тех людей, кто рядом. Когда придем к вам Крестным ходом, ваши прихожане будут нам роднее, и захочется с ними по-ближе познакомиться.

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.