Господа Бога святите в сердцах ваших, или еще раз о евангельских беседах

Кирилл Белоусов

Редактор портала ПМД74 Кирилл БелоусовВ своей сегодняшней колонке мне хотелось бы ответить на вопрос, какое место в молодежной жизни должны занимать евангельские беседы. Конечно же, лучше всего это сделать, рассказав о личном опыте. Сразу же скажу, что я очень рад тому, что читателям портала близка эта тема: в свое время об этом немало писали наши держисты и студклубовцы.

Как в нашем городе появился формат евангельских бесед?

Итак, начнем. Приобщение к евангельским беседам для меня началось с передачи опыта их проведения. За это я говорю большое человеческое спасибо организаторам собраний ПМО “Держись!” Кириллу Рубцову и Тамаре Журавлевой. Ребятам посчастливилось пообщаться с московскими молодежными лидерами, которые поднаторели в деле организации библейских кружков миссионерской направленности. Кирилл и Тамара приложили все усилия для того, чтобы этот формат сразу же стал для нашей компании своим. Как правило, наши встречи проходили при участии нашего духовника — отца Ярослава Иванова.

Помнится, что все участники нашей молодежки были благодарны батюшке за его непринужденное и деятельное участие в жизни нашей молодежки. К слову, сегодня мне на глаза попались подходящие для нашего разговора слова апостола Петра, обращенные к священникам:

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1Пет.5:2-4).

Кажется, что в нашей общине эти слова осуществились. Дело молодежного служения в нашем городе тогда еще только развивалось. Еще не были изжиты некоторые вредные привычки церковных людей, начавших свой христианский путь в советское время. И, к сожалению, они передавались молодежи. Что же это за привычки? Прежде всего, это нежелание проповедовать православную веру (это, как правило, оставлялось на откуп исключительно священнического сословия), принижение значения приходской общины, боязнь открытого диалога с пастырями и неумение отвечать на вызовы современности из-за всеобщей замкнутости (и даже субкультурности).

 

Поэтому лучшим форматом, служащим целям воцерковления новичков (а заодно и мотивирования к религиозному самообразованию нашего актива) стали евангельские беседы. Для меня они начались с вопроса, который я ставил перед собой еще до своего крещения. Затем он рефреном прозвучал в моей жизни — когда я читал одну из проповедей апостола Павла. Вот этот вопрос: Как веровать в Того, о Ком не слыхали? (Рим. 10:14). В этой же главе содержался ответ: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:17). Полностью постигнуть смысл этого стиха мне удалось только через четыре года.

Хорошо, что у нас было духовное руководство такого человека как отец Ярослав. Ведь он умел разрывать шаблоны и вести за собой. Для молодежи особенно важно то, что он умел наставить каждого из нас — так, чтобы не подавить  личность и дать раскрыться нашим талантам на благо Церкви, наших будущих семей и общества. Мы вместе постигали Слово Божье и учились отвечать на вопросы мира, адресованные христианам. Немаловажно, что общение друг с другом всегда радовало нас — ведь все в нашей организации делалось не для галочки: бескорыстно, но качественно; неформально, но с благоговением; по-семейному, но с духом открытости для всякого новопришедшего.

Зачем нужно создавать евангельскую группу?

Здесь стоит отметить то, что даже самым первичным понятиям — например, таким как христианская любовь — мы учимся через отношения с нашими ближними. И именно малая евангельская группа, каждая встреча которой начинается с молитвы, позволяет своим участникам возрастать в любви и взаимопонимании —  Господь наш Иисус Христос пребывает посреди кружковцев. Благодаря этой благодатной поддержке, мы можем искоренить наши суеверия, разрешить наши сомнения, научиться проповедовать и получить еще один Божий дар — навык изучения святоотеческого толкования, чтобы использовать полученные знания в нашей жизни и в нашем свидетельстве о Христе. При правильном настрое ничто не сможет этому помешать: ни повседневная рутина, ни сумасшедшая динамика нашей жизни, ни наши духовные немощи, ни субъективность восприятия евангельских смыслов.

Главное, чтобы евангельский кружок не превратился в коснеющую в самой себе когорту избранных. Господь призывает нас всегда быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15). Словом, когда нам задают различные вопросы — от самых простых до самых острых, нужно уметь не превозноситься, слыша первые, а также не опускаться до спорщичества и гнева, сталкиваясь со вторыми. Недаром сказано, что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20)Хранить себя от гордыни, осуждения и других грехов (и не допускать их в молодежную общину) помогает тщательная подготовка к беседе и внимание друг ко другу. Так создается теплая и дружественная атмосфера, в которую хочется возвращаться снова и снова. А молитва друг о друге позволяет нам шагнуть на ступеньку выше — прикоснуться к божественному и обрести тем самым мир в душе. 

Как мы проводим наши евангельские встречи? 

Между прочим, сегодня я посещаю евангельскую группу, организованную для участников православного студенческого клуба “Призма”. Мы изучаем евангельское повествование по Синопсису. Это специальная таблица-памятка, следуя которой мы  разворачиваем историческую последовательность Четвероевангелия. Такая методика позволяет нам наиболее полно усвоить смысл общественного служения Спасителя и по окончании нашей программы создать для себя полную картину новозаветной священной истории. Для этого нужно только самостоятельно ознакомиться с апостольскими деяниями и посланиями.

Наши беседы начинаются с совместного чтения изучаемого отрывка, предварямоего молитвой. Затем мы разбираем возникшие вопросы и делимся своими впечатлениями, последовательно возвращаясь ко всем частям прочитанного текста. В конце мы разрешаем оставшиеся недоумения, обращаясь к святоотеческому толкованию и трудам признанных библеистов. На каждой нашей встрече присутствует модератор, изучивший сегодняшний текст и его толкование. Желающие могут сделать доклады на темы евангельского зачала. На самых важных беседах в роли модератора выступает куратор библейского кружка студклуба «Призма» — иерей Евгений Лучинин.

За прошедший сезон я выявил только один минус — непостоянный состав участников. Скорее всего, так получается из-за того, что к нам приходит молодежь с разных приходов, а также иногородние студенты. Конечно же, для тех, кто ходит к нам через раз было бы полезно, чтобы основные моменты обсуждения фиксировались и чтобы в нашей группе ВК всегда был доступен цитатный материал из используемых нами толкований. Но пока не всегда представляется возможным публиковать эту информацию. И это снижает результативность нашей работы. 

P.S. В заключение хотелось бы подчеркнуть то, что христианская жизнь молодого человека, несмотря на все окружающие мирские соблазны, не должна быть фрагментарной. Именно для этого мы постигаем евангельские смыслы. Я считаю, что они должны занимать наше сознание не только на нечастых евангельских встречах, но также и на работе, и в семье, и в мирском обществе. Так эти смыслы, осознанные и воспринятые как руководство к действию, смогут стать для нас самым прочным основанием жизни во Христе.

Кирилл Белоусов, координатор ПСК «Призма»

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.