“Голгофа”: фильм о преодолении порока и пути к евангельскому свету

Мысли об очередном тематическом собрании православного студенческого клуба

a7ae5f0f59173cef56f81816722f744718 октября в храме преподобного Сергия Радонежского прошла первая встреча православного киноклуба. В этот день в аудитории воскресной школы собралось полтора десятка студентов. Общим голосованием подписчики сообщества студенческого клуба выбрали для просмотра фильм “Голгофа” (2013). С точки зрения большинства собравшихся, этот фильм является достаточно спорным в своем послании к зрителям, но в нем есть масса интересных тем, смыслов и образов для обсуждения.

Отрадно видеть, что, несмотря на наигранность некоторых приземленных (и даже чернушных) сцен, этот фильм остается примером высокого искусства хотя бы в области сценария и художественности большинства своих возвышенных моментов. Главный герой, принимающий со смирением свой мученический крест, не сопоставим ни с православными святыми, ни даже с образом праведного князя Мышкина. Режиссер нарочито показывает его человеком своего времени. Но все же в этом гротеске есть нечто гоголевское. 

Одним из основных мотивов картины является борьба местного священника отца Джеймса с пороком, поразившим общество маленького ирландского города. Зачастую она не имеет никакого успеха, но иногда семя Евангелия прорастает в душах людей: молодой вдовы, дочери священника, а в особенности, детей.

Весьма интересно также, что почти все положительные герои пришли к осознанной вере через смерть. Женщина созерцает таинство соборования и смерть своего супруга, готовится к его отпеванию и сопровождает тело покойного к себе на Родину. Вдова остается благодарной Богу за пережитые моменты счастья, не дерзает унывать и роптать. Ее взор обращен к небесам, она показывает себя сильной духом. Дочь отца Джеймса совершает несколько попыток самоубийства из-за своей тоски по любви, из-за отсутствия спутника жизни. Ее отчасти исцеляет только трепетное отношение к ней отца, который молится за нее, не осуждая ее. Он не делает ей поблажек, говорит с ней обо всем откровенно. И все же окончательное избавление от этой одержимости наступает у нее после трагической смерти отца.

Режиссер как будто бы хочет сказать, что старая христианская Ирландия умерла. Наш духовник протоиерей Ярослав Иванов также сказал о том, что Католическая Церковь в Ирландии, по мнению своих духовных лидеров, потерпела поражение: ведь в этой стране сегодня 60% граждан поддерживает однополые “браки”. Мы также согласились с тем, что уходящая Ирландия воплотилась в образе священника, который борется с грехом, как он может.

Отец Джеймс неидеален: он злоупотребляет алкоголем, иногда отвечает гневом и насилием злословящим и раздражающим его, он не смог сохранить целомудрие своей дочери. Но этот пастырь готов умереть за Своего Господа, даже когда сам его храм разрушен. Когда кажется, что его миссия не дала плодов. Когда дело касается тайны исповеди, он хранит верность своему слову и призванию: несмотря на то, что жертва сексуального насилия от одного из служителей Католической Церкви грозится убить его, назначает ему время на окончание земных дел. И отец Джеймс не выдает тайны исповеди, и лишь многажды стремится обратить его к покаянию и спокойно встречает смерть от его руки. При этом он не говорит преступнику о том, что узнал его. 

В свой последний день, в воскресное утро, он даже не имел возможности приобщиться Тела и Крови Христовых. Потому что его храм был сожжен его будущим убийцей. К слову, священник обличил его в избиении неверной жены, к которой он был равнодушен. И он не боялся смотреть в лицо своему убийце в этот раз и много раз за эту неделю, которая стала для него страстной.

В фильме много подобных евангельских аллюзий. И все они выглядят достойными и органично вшиваются в ткань сценария: и пастырь не затмевает Пастыреначальника, Господа нашего Иисуса Христа. Как мы уже сказали, начинается это со Страстной седмицы. Но отец Джеймс не справляется с ней. Нечеловеческий стресс в ожидании воскресенья, убийство его любимой собаки, сожжение храма — все эти события в четверг и пятницу доводят настоятеля до малодушия (общения с развращенными и равнодушными полицейскими), уныния, пьянства и даже до драки.

6debd73d65054f5da0396980c68eТакже мы видим в его дочери образ раскаявшихся грешниц из родословия Христа. А в сгоревшем храме — Церковь, от которой отреклись иудеи, не принявшие своего Спасителя. После этого отец Джеймс обретает высочайший уровень коленопреклоненной молитвы, в котором видится Моление о Чаше. И принимает волю Божью, идя на смерть для очищения своих грехов, которые остались с ним из мирской жизни и одолевали его как смертного человека, искушаемого своими согражданами. Действительно,  никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк.4:22).

В самом фильме мы видим много грязи и разврата — содомии, блуда, употребления наркотиков, отрицания Священного Писания и морали. Поэтому даже убийца отца Джеймса в этом мире выглядит жертвой. Ведь грешников этого города никак не вразумляют ни окружающая их неземная красота изумрудного острова, ни то, что их ближние нуждаются в любви, которую они могли бы, но не хотят им дать. А выходом из порочного круга в “Голгофе” является молитва и приобщение к церковным таинствам. И это очень большая находка для светского режиссера, коим является Джон Майкл Макдона. Из этой искренности мы, зрители фильма, черпаем надежду на то, что слово, посеянное священником, будет жить в сердцах его малого стада.

Пресс-служба ПМД74

P.S. О нашем прошлом собрании в формате евангельской беседы вы можете прочитать здесь. Фотографии с собрания смотрите в галерее ниже.

 

Комментарии посетителей

  • Алексей Скоробогатов
    21.10.2016

    Добровольно пострадать за чужие грехи. Бывает ли такое в современном мире? А если бывает, то какого это? Вот основные посылы этого фильма. Отец Джеймс, лично, никак не причастен к преступлению, совершенному над одним из героев этого фильма. Но пастырю выпала участь стать невинной жертвой, пострадать за чужие грехи, и он её принимает, не сразу конечно, но принимает. Своей жертвенностью, главный герой показал своим прихожанам, что он даже на смерть готов пойти, ради их спасения.

    Собрание прошло довольно оживленно, очень цивилизованно. У каждого была возможность поделиться своими мыслями, поставить и сформулировать вопросы по фильму. В ходе собрания, многие вопросы были успешно разрешены, было раскрыто много скрытых, неприглядных, на первый взгляд сцен. В общем обсуждение прошло хорошо, будем стремиться чтобы в будущем было ещё лучше.

    Всем спасибо за интересный вечер, храни вас Господь!

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.