Слово о молодежи: как в нашу жизнь приходит Господь

Пресс-служба ПМД74

В нашу жизнь приходит Господь: постоянно, неотступно будучи с нами,

Он, вместе с тем, ждет, пока мы оценим Его заботу именно как дар;

впустим Его тем путем, которым Он может войти — через правильную православную духовную жизнь. 

dSzWJEOw9JsКогда меня попросили написать для портала ПМД74 о молодежи в Церкви, я стал думать о тех драгоценных годах, когда сам только что пришел к Богу. С самого начала, еще не ходя в храм, я верил, что Церковь есть собрание людей удивительных и необыкновенных. В этом меня убеждали такие уважаемые мною христиане, как мама и сказочник Джон Толкиен. Что бы там ни говорили, а в Церкви каждый из нас желает видеть людей праведных, которые способны вдохновить своей жизнью и своим делом. И Господь, зная это, посылает нам на пути тех, кто близок к этому нашему идеалу. Так, для меня решающим фактором для принятия первого Причастия стало то, что Толкиен больше всего на свете любил именно причащение. И я подумал, что, если столь уважаемый мною человек находит в таком непонятном для меня действии полноту блаженства, то и я смогу понять и полюбить это. То есть, мое сердце тянулось к наставнику. Именно существование такой личности, друга, советчика, того, кто окажется рядом, необходимо, как мне кажется, каждому молодому человеку…

Старец Гавриил СтародубТеперь, спустя много лет, я вижу, что почти все священники живут старательно, но далеко не каждый может явить людям глубину веры. Не каждый имеет такой духовный опыт, чтобы ответить не по шаблону (а человек — не шаблон), но из всего многообразия советов выбрать подходящий именно ему. Встреченный мною позднее старец Гавриил Стародуб говорил нам, что двум людям на один и тот же вопрос он может дать разные ответы. Это зависит от духовного опыта вопрощающего. От темпа жизни, занятий, устроения души. Одно и то же действие может иметь разную подоплеку.

Приведу пример. То, что в ком-то может быть проявлением манерности, себялюбия и изнеженности, в человеке с душевной организацией по типу Григория Богослова является следствием душевной тонкости и творческого начала. К поэту следует подходить иначе, чем к шахтеру, а запросы филолога или физика не удовлетворит средний, а то и начальный уровень подготовки, который может быть у некоторых священников. Ведь тому, в ком хотят видеть наставника и старшего друга, будут задавать вопросы сложные. Например, о тонкостях движения души, о действии Господа, о том, наконец, что думает и чувствует молодой человек.

Молодой человек, пришедший в Церковь, как правило, имеет одну черту поведения — он ищет подвига, ищет высоты жизни. Его не удовлетворит возможность быть христианином только по воскресениям и только в храме. Он хотел бы, чтобы Христианство охватывало все сферы его существования. И хотя такой задор нуждается в совете, но сам по себе он очень важен для духовного пути. Часто мне приходилось видеть, как такие молодые, горячие люди, создавали семьи, и их вера становилась чем-то сугубо частным, семья заменяла им всю Вселенную. А поскольку Христос пришел не для того, чтобы каждый находил блаженство только в своей семье, но, чтобы все человечество было соединено в Церкви, то, как правило, спустя несколько лет супружества, лучшие из людей все же понимают, что обрести мужа или жену — это еще не цель жизни. Цель, чтобы обрести Господа и в Нем уже всех, кто только окружает тебя.

Артем Перлик

Одна моя подруга, рассуждая на эту тему, говорила: «У меня есть теперь муж. Сбылась моя мечта. Но зачем мне Бог его дал? Неужели, только для того, чтобы я им отгородилась от всего мира? Нет. Муж мне дан, чтобы я, научившись любить его по-настоящему, смогла точно такой же любовью полюбить и других братьев и сестер». И эта девушка стала искать себе в Церкви дело по сердцу. С двумя маленькими детьми она не могла исполнять послушания, требующие ее отлучки из дома. И она стала осваивать профессию психолога, чтобы проводить бесплатные консультации по телефону. Люди звонили ей — и она утешала их как могла, разбирая кризисные ситуации. Звонящие обретали душевное равновесие, а она — ощущение необходимости своей жизни перед лицом Вечности. Ведь забота о семье назначена нам заповедью, а забота о братьях во Христе — это уже служение. И только тот, кто служит другим, ощущает, что имеет право на звание человека.

Господь дает каждому то, что тот ищет на самом деле. И ищущий в Церкви наставника, могущего подсказать, как правильно жить, найдет такового. Пусть это будет и не совсем сразу. Меня в этом смысле удивляет моя история. Когда я только стал ходить в храм, то попал на несколько месяцев в приход некого молодого, горячего, но совершенно неопытного батюшки, который был ненамного старше меня. Но тогда, в первые дни моей новой любви (к Церкви) я не мог, подобно всем влюбленным, анализировать то, что вижу. Обыкновенный священник казался мне неким небожителем, и я не замечал в нем явных недостатков, которые должны были броситься в глаза уже в первые месяцы. А это нанесло бы рану душе. Поэтому Господь все управил так, что я стал ходить в храм к одному монаху (впоследствии ставшему епископом), человеку высокой духовной жизни, который искренне интересовался молодежью.

Меня с самого начала удивила та общая жизнь, которая объединяла этого монаха и прихожан. Мы были для него значимы, и это чувствовалось. К нему тогда ходило много верующей молодежи, и он был первым в городе, кто создал церковное молодежное движение: студенческое православное общество «Пересвет». Мы собирались вместе, общались, пили чай и слушали лекции, которые проводил этот же монах. Понимая, что для молодежи служение важнее даже необходимости иметь девушку или парня, он придумывал для нас разные интересные волонтерские дела: так у нас появился собственный театр, где мы репетировали пьесы, которые возили в различные детские дома и больницы. В этом всегда был добрый смысл, ведь я и доселе уверен — только тот день не напрасен, в котором ты подарил радость другому брату. Тогда и в твоей жизни все становится на свое место, и ты с радостью ощущаешь, что имеешь значение, и Господь не зря сотворил тебя видеть всю высокую красоту, которая всегда совершается на земле.

22d8c2229625f3fbfc8626b376b65debЕсть такая легенда. Жил принц и он любил принцессу. У принцессы должен был быть день рождения, и она ждала от принца подарок. И вот в день рождения слуга приносит ей коробку и говорит что это – подарок принца. Принцесса ждала, что внутри будет что-то очень хорошее, открыла коробку, а там лежал среднего размера деревянный шар. Принцесса возмутилась, схватила шар и кинула его в стенку. Шар распался на две половинки и оттуда выкатился другой шар – поменьше и серебряный. Заинтересованная принцесса подобрала серебряный шар, стала его осматривать, где-то случайно нажала, шар раскрылся, а внутри был еще один шар – меньшего размера и золотой. Принцесса стала его внимательно осматривать, нашла где надо нажать и открыла шар, а внутри было обручальное кольцо с надписью – «Из любви к тебе».

Подобным образом в нашу жизнь приходит Господь: постоянно, неотступно будучи с нами, Он, вместе с тем, ждет, пока мы оценим Его заботу именно как дар и впустим Его тем путем, которым Он может войти — через правильную православную духовную жизнь. Современная культура, общество, заставляют молодого человека забыть о том, что все события в мире совершаются по духовным законам, что в жизни есть божественная глубина смыслов и отношений. Ему оставляют выбор между несколькими марками мобильного телефона, ему предлагают выбрать новый интернет-тариф. Заработать, отдохнуть на Гавайях. Но никто не помогает ему заглянуть вглубь себя самого. Постигать себя возможно через соприкосновение с высотой литературы, искусства, встреч с праведниками, молитвы. Ведь все высокое в мире вдохновляет и живит благодать, и касаясь красоты, мы касаемся Господа.

Так в жизнь человека приходят внимание и столь важное для молодого вхождение в глубину отношений, жизни и смысла. Постепенно он перестает во всем скользить по поверхности: Бог становится тем, с кем человек может иметь общую жизнь. Оказывается что Господь не просто живет где-то на небе, но участвует во всем, что нам ценно.

*****

Православная девушка Лена сидела у себя в квартире и переживала — скоро осень, а у нее нет хорошего свитера, чтобы его носить. И вдруг — звонок в дверь. На пороге — ее подруга с большим кульком: «Уборку дома в шкафу делала, набрала мешок лишних свитеров — решила тебе отнести, — вдруг тебе пригодятся».

Для Бога нет в нашей жизни мелочей, Ему важно в нашей жизни все. Ему есть дело даже до житейских нужд своих чад. И по этой причине Он говорит, что если кто будет искать Царства небесного, то все остальное такому человеку приложится.

*****

Живет на свете православная женщина-библиотекарь и воспитывает маленького сына. За три дня до зарплаты у нее кончаются деньги, и вся еда в холодильнике тоже закончилась. Что ей делать? Чем кормить сына? И вдруг звонок в дверь — стоит соседка с кастрюлей пирожков: «Вот, после дня рождения остались, а девать некуда — может, ты доешь?»

*****

Между прочим, когда старец Паисий был на Афоне, то поначалу ему приходилось много работать физически. Он уставал, а еда у него была не всегда. Тогда он молился Богородице, чтобы Та послала ему покушать. После этого его всегда угощали какие-нибудь рабочие. Однажды он захотел есть, но подумал, что не будет тревожить Божью Матерь такой мелочью, чтобы не отвлекать Ее от более важных дел. Когда он так подумал, тотчас к нему сошла с неба Богородица и протянула виноградную кисть и кусочек хлеба. Когда спустя много лет старец рассказывал об этом, один из слушателей спросил его: «Отче, но неужели у тебя от того винограда и веточки не осталось?». «Конечно, конечно остались, — воскликнул Старец, просияв радостью, — И веточка, и косточки…».

02-0054_2_(1)

Святые Отцы учат, что в мире нет ничего невозглавленного, потому что начало всему – Бог. Его промысел есть во всем – и в большом и в малом. Поэтому нужно быть внимательным к событиям своей жизни. Молодость сходна с подвижничеством в том, что она любит и ценит подвиг. И Господь, зная, что мы и сами хотим потрудиться, чтобы прийти к добру, вмешивается не сразу. Он, постоянно незримо поддерживая нас, оставляет нам долгий труд, путь по дороге домой. А на этом пути мы встречаем и боль, но никогда боль не завершает историю доброго человека. И это – частое дело в православной вере. Человек как бы делает шаг в пустоту, шаг в смерть ради Бога, он надеется, но особой надеждой (которую в этот момент утверждает глубина сердца – что с Богом не бывает плохих концов). И так он шагает в смерть, в мучение, в боль, — и оказывается, там — познает Воскресение. Потому что иначе не может быть. Потому что «Господь есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому» (игумен Никон Воробьев).

Бог начинает действовать не сразу, а когда человек может уже потерять надежду. Когда, по человеческому рассуждению, все должно быть только плохо и еще хуже. Девушка уже два года ищет мужа – неужели она найдет его на третий год? Больной болеет долго – неужели он исцелится, когда, по всем прогнозам, дальше будет только ухудшение? Работы нет – неужели она появится? Страсть есть – неужто ее не будет? Но Бог дает нам возможность не просто жить – но жить подвигом. И в безысходных с виду обстоятельствах, если мы все равно доверяемся Христу и поступаем по Евангелию – Он входит в нашу жизнь, и все исправляет, и управляет самым лучшим и неожиданным образом, а саму нашу жизнь, (по крайней мере в этой ситуации), делает раем. И когда нам здравый смысл говорит, что для того, чтобы исправить ситуацию, надо согрешить (или согреши, или пострадаешь), а мы все равно поступаем по Евангелию – тогда тоже в ситуацию входит Бог, и все снова оказывается хорошо. «Где ты был Господи?» — подобно святому Антонию Великому спрашиваем мы Его, когда Он разгоняет в стороны бурю. И Он, как века назад святому Антонию, отвечает нам: «Смотрел как ты борешься и знал»… И мы сами потом удивимся, что потомки сложат легенды уже о нас и о нашем, таком трудном пути по дороге в Небесный Иерусалим.

Ну, что ж, на то Он и Бог, чтобы превращать жизни верных Ему в песню или сказку.

Артем Перлик

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.