СКАЗКА И ДОВЕРИЕ БОГУ

Григорий Топчиенко

Нередко после моих лекций о сказках люди спрашивают, почему за несколько столетий в России так и не появилось сказочника, сопоставимого по уровню с английскими и скандинавскими мэтрами: Джоном Толкиеном, Клайвом Льюисом, Гилбертом Честертоном, Джеймсом Барри, Аланом Милном, Туве Янссон, Гансом Христианом Андерсеном и другими. Нет не только гениев сказки, но и мастеров высокого класса, как Синкен Хоуп или Турбъёрн Эгнер. Конечно, можно было бы сослаться на то, что литературная сказка как жанр существует только с XIX-ого века и что сказочники в здешних краях ещё просто не успели стать таковыми. Но, как писал ученик Иоанн Златоуста Палладий Елиопольский, – служитель неба всегда старается отыскать более глубокий, неповерхностный смысл происходящего.

А потому можно сказать, что чудесный и светлый посыл сказки, её откровение о мире как месте промысла Божьего и Его особого присутствия, знание о светоносности бытия человек в России много веков черпал не из сказки, а из литургии. И, поскольку такое подлинное и светлое восприятие бытия нехарактерно людям западной культуры, то именно туда Господь и посылал великих сказочников, чтобы через них читатели обретали высокий, мудрый и литургический взгляд на мир.

Но по этой же причине можно сказать, что людям современной России сказка жизненно необходима. Ведь теперь даже посещающие литургию очень редко имеют мудрость видеть мир хорошим и светлым. Они, современные прихожане, тонут в мучающих их плохих мыслях, которые все коренятся в мрачном недоверии Богу. О нет, если спросить любого ходящего в храм человека, доверяет ли он Творцу, тот, конечно, ответит, что доверяет. Но ответит он так только потому, что люди вообще редко говорят друг с другом искренне, а часто и вовсе не осознают что с ними происходит. Но стоит копнуть глубже, поговорить о том что человека тревожит (а мне приходится это делать во время психологических консультаций которые я провожу для людей), то мы увидим, что на самом деле люди страшатся воли Божией, думая, что Господь приготовил им боль, или, во всяком случае, что-то противоположное тому что они бы сами для себя хотели. На практике это выражается во множестве страхов и тревог, которые мучают современного человека. Он боится экономических кризисов и ограблений, потери работы и урезания зарплаты, утраты комфорта и болезни, опасается за родственников и детей, переживает по поводу мировой войны, глобальных катастроф и так далее. Он, по слову Христа, издыхает от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную (Лк.21:26).

Интересно, что в храмах у прихожан страхи не уходят, но только увеличивается невротичность и добавляются новые ужасы: тут в придачу ко всему перечисленному боятся ИНН, новых технологий, компьютеров, некоторых фильмов и книг, культуры, образования, открытости, Америки, католиков и многого тому подобного. Каждый, кто много лет общается с людьми Русской Церкви с грустью увидит, что это так. Но в чём же причина такой невероятной боязливости? Она в тайном недоверии Господу, когда людям на самом деле кажется, что Господь либо не даст нам радости либо приведёт к ней через ужасающую боль.

Спору нет, доверие Богу – важная добродетель, на которой держится наше спасение и наша радость. Несомненно, что она обретается за годы упорного труда и откровения своих мыслей такому мудрецу и наставнику, который в каждом конкретном мучающем человека случае поможет ему взглянуть на ситуацию с неба, то есть, увидеть свои временную боль в русле Божьего промысла, направляющего наши жизни к добру.

Именно в этом доверии нам и может пригодиться сказка, которая, даже если у нас нет мудрого наставника, старца, учителя, выполняет именно эту наставническую работу – помогает довериться не своей малой и не охватывающей полноту бытия логике, но Божьей мудрости. Ощутить Его добрым, понять, что Бог есть любовь, а любовь не может допустить зла любимому.

Бог не играет с твоими чувствами и не ставит тебе экзаменов. Он тебя знает полностью, знает все твои сокровенные чаяния и желания и выводит всё нужное и радующее тебя в бытие в своё время так, чтобы твоя любовь к Нему и мудрость росли, а, значит, росло и твоё блаженство. Но, почти никто на земле этого не чувствует. Грех есть такая форма слепоты, которая не даёт человеку ощутить Бога как родного.

Чтобы пережить Его родство – для этого нужны годы очищения сердца. Но, если у нас есть хотя бы малое расположение к доброте, тогда мы можем в какие-то важные минуты жизни ощутить Его нежность к нам. Для этого существует и сказка – она даёт стремящимся к добру твёрдое основание для доброты, потому что открывает – не в сказке, а на самом деле всё в этом мире существует по Его любви. А это всегда означает, что для добрых есть счастливый конец каждой из их историй. Ведь надежда на Бога не постыжает, как и доброе сердце никогда не останется на Его земле без награды…

Артём Перлик

Комментарии посетителей

  • Клементина
    30.08.2017

    Сказки Лидии Чарской

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.