Руководитель Центра «Большой Челябинск» Юрий Черкасов рассказал о проблемах Челябинской агломерации

Кирилл Белоусов

Юрий ЧеркасовВпервые тема создания челябинской агломерации была громко озвучена городскими и областными властями в 2014-ом году. Но при дальнейшем обсуждении все так или иначе возвращалось к строительству Томинского ГОКа, который, по нашему мнению, является главной помехой нормальному развитию агломерационных процессов.

В 2015-ом году Центр экспертной деятельности и гражданской активности «Большой Челябинск» провел масштабное социологическое исследование, чтобы выяснить, что именно интересует жителей пригородов Челябинска. На первом плане, как оказалось, стояли ожидания по улучшению социальной инфраструктуры:  современные больницы, школы и нормальный общественный транспорт. И вся инфраструктура должна быть единой и доступной для граждан (вне зависимости от прописки).

Вот конкретный пример: жители юго-запада Сосновского района хотят без проблем ездить в районный центр — в село Долгодеревенское, но сейчас их оставили без транспорта. В области постоянно находятся под угрозой закрытия сельские школы, та же ситуация с больницами, а в библиотеках часто банально нет новых книг.

Если серьёзно думать про судьбы Большого Челябинска, то нужно понимать одну простую вещь: мы можем обеспечить современное развитие пригородов, если создавать там исключительно чистое производство. Если развивать строительство зеленых микрорайонов, агропромышленный комплекс, тогда получится нормальная и экономически сильная агломерация.

В действительности на юго-западе Большого Челябинска наступает депрессия в лице Томинского ГОКа, а единственным «успехом» агломерационного строительства является абсолютно убогий и безобразный Полетаевский мусорный полигон. Мы можем в итоге получить весьма печальный эффект, который можно обозначить словами «обреченные земли».

Челябинская агломерация

Впрочем, на севере агломерации тоже проблем полно. И эти проблемы сегодня угрожают росткам здорового развития. Главная проблема для формирующейся агломерации — это отсутствие необходимой инфраструктуры сразу же при создании новых микрорайонов, фактически являющихся потенциально депрессивными анклавами Челябинска. Это в корне неправильно. Если формируется агломерация, то должен быть хотя бы какой-то межмуниципальный бюджет, плюс, разумеется, внебюджетные инвестиционные фонды развития территории.

Большой Челябинск — естественный путь для южноуральской столицы и для пригородов, предусматривающий новое и чистое производство в сочетании с инфраструктурным объединением. Думаю, каждый, кто бывал в развитых странах, согласится с этой простой, понятной и проверенной мировым опытом мыслью.

Нам же сегодня пытаются подсунуть идею грязных производств, тупо выкинутых за город во имя призрачных налогов и рабочих мест. Именно призрачных, — это уже показала депрессия в Верхнем Уфалее, где много надежд на развитие связывалось с одними лишь никельщиками, которые привели территорию к краху. Предстоит тяжелейшая, на высоком экспертном уровне продуманная борьба за развитие как Челябинска, так и пригородов.

Юрий Черкасов

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.