Паломнические записки: На поклон к преподобному Далмату

Кирилл Белоусов

В июле этого года я побывала в Свято-Успенском мужском монастыре в городе Далматово. Мы прибыли в обитель 8-ого числа — на престольный праздник (День преставления преподобного Далмата Исетского). По обычаю служилась торжественная литургия с молебном и акафистом преподобному. В конце богослужения верующие прошли крестным ходом вокруг монастыря.

На молитвенном шествии и во время обхода крепостных стен мы прониклись древней и славной историей этих мест. В конце концов, мы поднялись над монастырскими холмами — на крепостные стены, где мы увидели высокий берег реки Исети. Полуразрушенные, они все равно впечатляют своей древней кладкой, основательностью. Сначала наш взгляд упал на городские окрестности, а уже потом на монастырское предместье. И мы увидели, что под горой построена купель с чистой, ледяной водой.

Всем нам захотелось в нее погрузиться. Ведь погода в эти дни стояла по-настоящему летняя: грело жаркое солнце, а воздух настаивался на запахе полыни. Порадовало то, что паломников здесь встречают с искренной душевной теплотой. Братья всегда приглашают их на вкуснейшую монастырскую трапезу. Но все это было бы напрасно с духовной точки зрения, если бы не было таких молитвенников как игумен Варнава, иеромонах Иосиф и другие насельники монастыря.

Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что монашеская жизнь в зауральском крае имеет многовековую историю. Она начинается с основания мужской монашеской общины (во второй половине XVII века). По благословению игумена Далмата, братия занималась миссионерской деятельностью, осваивала земли Зауралья и способствовала расселению на них христиан, давая им первичный приют. Некоторые из этих поселенцев попали даже и в наш край — в Челябинскую крепость. А те, кто остался в монастырских стенах, познали на себе, что такое бунташный век — им пришлось обороняться от набегов татар и кочевых калмыков, а также неоднократно восстанавливать монастырь после пожаров и разграблений. Но Успенский монастырь, словно птица Феникс, всегда восставал из пепла, в конце XVIII века став белокаменным — как будто копия Ростовского кремля.

В XIX столетии начался самый значимый период в истории Далматова: при монастыре была открыта духовная школа, в которой учились выдающиеся русские люди. Среди них были изобретатель радио Александр Попов, будущий профессор Томского университета Василий Флоринский, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в XIX веке архимандрит Антонин (Капустин).

Сейчас мне хотелось бы перенести ваши мысли поближе к современности — мне совершенно не хочется говорить о времени запустения Далматова. Главный храм монастыря сегодня – это красивый как утренняя заря собор XVIII века, построенный и освященный в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Его бело-розовый фасад словно взмывает вверх, вслед за золотыми куполами. В советское время он был доведен до крайне плачевного состояния. В 1945-1989 годах на территории обители размещался завод «Молмашстрой», обслуживавший нужды региональной молочной промышленности. Колокольни обоих местных храмов (о втором из них речь пойдет ниже) были снесены и их внутреннее убранство было практически полностью уничтожено. Поэтому так трудно представить титанические усилия строителей и реставраторов, вернувших к жизни это здание. Благодаря их трудам мы имеем даже некоторое представление о великолепных монастырских фресках.

Сегодня в соборе паломники могут помолиться перед ракой с мощами преподобного Далмата Исетского, перед образом Успения Божией Матери, списанным с фотографии утраченного в годы гонений, с которым в свое время сам игумен пришел в основанную им обитель. Не меньшее благоговение внушают иконы «Всех Скорбящих Радость» и редкая «Порт-Артурская», подаренная монахам жителями города. Большинство икон Скорбященского собора, старинного письма, с потемневшими ликами святых, написаны неяркими красками… Но от всего этого они становятся еще более притягательными.

В крипте собора, над местом захоронения преподобного Далмата, воздвигнут крест. Остатки деревянной гробницы сохраняются благодаря специальному стеклянному колпаку. Между прочим, после экскурсии руководитель нашей группы Мария Сергеевна Дементьева рассказала нам о том, что она родом из этих самых мест. Еще девчонкой она носила молитвенные записочки в закрытый монастырь и прикапывала их именно с этой стороны собора. Любопытно, что местные детишки не знали, что здесь похоронен тот, кому они приносили свои молитвенные просьбы. Об этом помнили только старики.

Послушав эту историю, мы направились ко второму храму монастыря. Успенский храм когда-то был огромным и даже имел два престола. Из-за длительной нехватки средств только сейчас удалось начать работы над его восстановлением. Сделать еще придется немало — ведь колокольня Успенского собора была взорвана, а само здание перестроено под цех — все это, к сожалению, его совершенно изуродовало.

Сейчас в обители горячая пора. В августе ожидают приезд Патриарха Кирилла на празднование двухсотлетия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина). Кипит работа в Успенском соборе, расчищается площадка для установки памятника отцу Антонину — выдающемуся главе Русской духовной миссии в Иерусалиме. Да и хозяйство монастыря требует немалых хлопот. Тем не менее, здесь нет суеты — такой, какую мы видим вокруг себя в миру. Поэтому нам хочется приезжать сюда вновь и вновь.

Домой возвращались уже на следующий день,9 июля: но мы уехали отсюда, зная уже не понаслышке о том, что иноки монастыря с любовью молятся о всех нас… Мы вернулись в Челябинск успокоенными, решившими свои духовные проблемы, получившими духовные наставление и ощутившими благодать Божью.

Светлана Бабаскина

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.