Молодежное служение: а как это у них?

Кирилл Белоусов

Сегодня мне хотелось бы рассказать о молодежном служении в США. Об этом много написано в открытых источниках — даже в пресловутой Википедии. До этого на нашем портале вышел материал «Судьбы отечественных и эмигрантских православных молодежных организаций». С момента его публикации прошло немало времени, и теперь меня заинтересовала тема молодежного служения за рубежом.

К примеру, для меня стало открытием, что история христианского молодежного движения в Северной Америке не только начинается на полвека раньше российской,но также и то, что в США эта работа имеет в десятки и даже  сотни раз раз больший масштаб. Словом, даже в приложении к специфике уральского региона, нам есть чему поучиться у тамошних организаторов молодежного служения. 

Итак, начало молодежному служению было положено на заре промышленной революции —  а именно в середине XIX века. Приходы взяли на заметку молодых людей, которые переезжали в центральные городские районы для того, чтобы работать на фабриках.  Христианские активисты из числа мирян пожелали заняться их духовным образованием, несмотря на то, что они работали шесть дней в неделю, а воскресенье слонялись по городу в поисках развлечений. Таким образом, молодежное служение возникло тогда, когда приходы начали принимать подростков в учебных аудиториях и учить их тому, как читать Библию. Раннее служение было направлено на невоцерковленных детей без образования, но в то же время и на утверждение подростков в понимании своей греховности и необходимости божественного прощения, которое вдохновлялось избранными библейскими стихами. Понимание сути покаяния оставалось желаемым, но вторичным эффектом. 

Зачастую миряне работали сами по себе, не связывая себя конфессиональными рамками и не завися от церковного финансирования. Это подстегнуло развитие межцерковных образовательных программ и, в конце концов, молодежных организаций, объединенных христианской верой — таких как «Юношеская христианская ассоциация» (YMCA) и «Христианская ассоциация молодых женщин» (YWCA), американские подразделения которых оформились в 1850-ых.

Самая большая заслуга в создании возможностей для развития в молодежной среде регулярных библейских кружков, социальных связей и миссионерских проектов принадлежит отцу Фрэнсису Эдварду Кларку(1851–1927). В 1881 году он открыл христианское общество «Endeavor». Кларк хотел изменить положение молодежи в Церкви с положения «запасных игроков» на положение молодых, но зрелых людей, «способных на больший спектр служения Христовой Церкви».

Общество «Endeavor» перевернуло систему молодежного служения и в самые первые годы своего существования достигло апогея популярности. Кларк установил для каждой его ячейки лимит в 80 человек. К 1887 году действовало уже 700 ячеек с более чем 50 000 членов в 33 штатах.

До 1940 пастырское служение состояло в том, чтобы заниматься на приходе абсолютно всем, включая верующую молодежь. И только к поздним 40-ым молодежь стала входить в церковные советы, привнося с собой туда совершенно новый и солидный жизненный опыт Второй мировой войны. Уже никто не мог их удержать вне церковного управления, хотя им и было сего лишь по 20 с чем-то лет. 

Также 1940-ые годы стали началом межконфессионального служения. В 1941 году Джим Рэйбёрн основал «Юность» («Young Life»). Эта организация, подразумевавшая межконфессиональное служение, доказала свою эффективность в деле обращения молодежи ко Христу. А к началу 50-ых подобные организации со штатными организаторами процветали. Это движение необычайно быстро распротранилось по всему миру. В большинстве христианских стран начали проводиться автопробеги и собрания, занимавшие целые стадионы. Они были сосредоточены именно на сотрудничестве между деноминациями, представленными в конкретных регионах. 

В 1960-ых молодежь собиралась, в основном, в студенческих городках. Многие ребята не находили ответа на свои религиозные запросы в конфессиональных кружках; вскоре даже подростки стали воспринимать их как забюрократизированные и не стоящие их внимания. Вышли из употребления христианские молодежные издания, сократился масштаб собраний, а затем они и вовсе перестали проводиться. 

По сей день молодежное служение составляет существенную часть американской христианской культуры. В одном Нью-Йорке дейсствует более 3500 молодежных организаций. Несмотря на вероисповедные различия, у них много общего в форматах и целях их работы. 

Также сохраняется тенденция придерживаться общей модели организации. Церковь, поддерживающая молодежную организацию, покрывает все статьи ее расходов. Также она нанимает или утверждает штатного или внештатного лидера группы — молодежного пастора или председателя из числа мирян. Все зависит от потребностей или ресурсов Церкви. В круг его обязанностей могут входить организация направлений деятельности молодежной организации, теоретическая подготовка к ее регулярным встречам, пастырское попечение об участниках, контроль бюджета группы и некоторые посреднические функции в общении с иными взрослыми членами церковной общины.

В подобных общинах часто совершают молодежные богослужения, вместе с которыми проводятся театральные спектакли, игры и совместные трапезы. Также развито приобщение молодежи к церковному служению и к участию в летних христианских лагерях.  

Большинство деноминаций привязывают свои программы к образовательным уровням, создавая соответствующие подгруппы (к примеру, начальная, средняя и старшая школа). Некоторые организаторы работают также и со студентами, затрагивая вопросы образования и карьеры. Но в любой группе основными остаются вопросы личного спасения и вопросы христологического характера. В отличие от молодежек XIX столетия современные организации стали миссионерскими и стремятся донести содержание Священного Писания до внешних. Поэтому они концентрируются на богослужении, библейском образовании и миссионерских поездках.

Подготовил Кирилл Белоусов

Основной источник: Wikipedia. Protestant youth ministry

Комментарии посетителей

  • Артём
    28.08.2017

    Спасибо за драгоценный материал и очень важную тему.

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.