Молитва о мире в Украине

Кирилл Белоусов

Священник Евгений ДорофеевПо благословлению Патриарха, мы священнослужители, за каждой литургией читаем молитву о мире в Украине. Мы молимся, скорбим и надеемся. Скорбим о том, что два православных народа начали смотреть друг на друга сквозь объектив прицела. Надеемся, что Господь даст нам, русским и украинцам, мудрость и силу забыть взаимные обиды и простить друг друга.

Как же нам приблизиться к заветному миру? Во-первых, повторюсь, только с помощью Божией. Во-вторых, помня об истинно православном принципе синергии, то есть сотрудничества Бога и человека, мы и сами должны делать к этому активные шаги. Путь взаимных обвинений одних «в бандеровском национализме», других в «сталинском великодержавном шовинизме», путь бесперспективный и неспасительный для души. Конечно же, в массе своей (без небольших исключений), жители наших стран хотят одного: жить, радоваться, любить, растить детей, трудится во благо. Верующие хотят быть с Богом и возносить свои молитвы к Всевышнему: и в России, и в Украине. Это я пишу не как отстраненный наблюдатель, а как человек 26 лет проживший в Украине, и глубоко знающий людей этой страны. И вполне ответственно заявляю, что в Украине живут прекрасные люди. Украина, мне этнически русскому, так и не стала матерью. Но мачехой была очень доброй и заботливой.

За 26 лет моей жизни мне никто не предъявил претензии относительно моей национальности. У меня было масса друзей, товарищей, знакомых из этнических украинцев, из которых немало было националистически настроенных, но вместе с тем прекрасных и добрых людей. Знал и знаю, священников (Московского Патриархата, разумеется) которые очень любят свою Украину и иначе как независимой от России видеть ее не хотят. Такое кстати, не редкость. Что делать: добрые и честные люди, глубоко верующие, но не хотят быть с Россией? Все зеркально противоположное имеется и в нашей стране. В России тоже живут прекрасные, добрые и верующие люди, которые совсем не в восторге от сегодняшней Украины, и среди них тоже есть, конечно же, представители духовенства.

Как же уничтожить между нами стены вражды, недоверия и взаимопонимания, вне зависимости от текущей политики наших государств, которая вполне может быть надолго? Для неверующих сказать очень сложно, для христиан — ответ очевиден. Опять же это крайне важный разговор о приоритетах: что для нас важно, а что второстепенно. Важно для христианина это – вечность в Боге и с Богом. Как прекрасно когда-то сказал Апостол «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:17) Это та единственная жемчужина, ради которой можно многим пожертвовать. Бог есть абсолютная истина и абсолютная правда. Не правы все, прав только Господь. Только Господь имеет право на абсолютную правоту. Вечен Бог, но вечен и человек. Не вечны государства и страны, нации и политические режимы. Они не вечны. А человек в своем богоподобии, имея вечную душу, и кстати, вечное тело, (которое воскреснет либо в воскресение живота либо в воскресение суда) существо не имеющее конца. Вот представим только на минуту: великие нации и империи — исчезли многие с лица земли, да так, что и лопатка археолога раскопать их не может. А вот все жившие во всех исчезнувших и во всех существующих государствах люди – это не приходящая и вечная ценность, в своей вечности и в своем бессмертии. Доживут ли наши страны до Дня Господня? На этот вопрос только один Господь и знает ответ. Но даже если все наши Америки, Китаи, России и Украины, доживут до пришествия Господа во всей славе небесной, то толку от этого никакого для них все равно не будет. Потому что, все станет по-другому, все изменится кардинально. Не будет уже никаких ни стран, ни народов; даже стихии привычные и всегда пребывающие на нашей планете, станут принципиально иными: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Ин 21:1). А что не вечно, априори уже не так важно. А если не важно, значит и глотки рвать за это друг другу не стоит.

Но в какой-то мере Новый день уже начался. После того как на землю пришел Спаситель, мы христиане должны четко и ясно понимать, что при всем объективном этническом, лингвистическом и политическом многообразии отныне существует только два народа: первый — народ принадлежащий к Церкви Христовой, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 1:29), и другой народ, по тем или иным причинам не воспринявший свет Христовой истины. И народ наш, народ Христов, должен осознавать свое единство, чувствовать первичность и приоритетность именно духовного родства. Вне зависимости от этноса и гражданства! И священнослужители во всех странах мира, где есть народ Христов, должны всей силой проповеди свидетельствовать о приоритетности такого единства, о приоритете Отечества Небесного над земным. О том, что во-первых, наше истинная родина — Царство Христово, а уже во-вторых мы граждане России, Украины, США, Австралии, Германии и т.д. и т п. И если в целом, священноначалие на высоком уровне об этом свидетельствует, то на более «низких» нишах по обе стороны границы, частенько идут совсем иные «проповеди». Более того, к сожалению, некоторые священнослужители придают безумию вражды какой-то сакральный и религиозный характер. Не сдерживая своих разбушевавшихся эмоций и стойко уверенных в своей правоте (отнюдь не очевидной) они свои личные политические предпочтения в грубой форме оскорблений и унижений транслируют на свою паству. Что нужно об этой войне говорить священнику? Говорить о бессмысленности кровавой вражды, о мире и молитве, о прощении и примирении. При этом конечно необходимо очень аккуратно подбирать выражения, думать над каждым словом. И это слово должно быть объединительным и созидательным, а не обличительным и разрушающим. И нам священникам, да и всем верным чадам Христовым клиру и мирянам, необходимо еще раз понять, что Заповеди Блаженства, пропеваемые на каждой литургии не просто фон для благолепия богослужения. Евангелием необходимо жить, или хотя бы начать стремится жить. И слова Христа, о том, что «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9) не красивое песнопение, а инструкция на все времена и для всех. Если конечно мы и в правду хотим быть причастниками Его Царства, а не пытаемся через слово Божие, отстаивать какие-то сиюминутные политические интересы.

Священник Евгений Дорофеев

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.