«Матильда»: Царь ненастоящий?

Кирилл Белоусов

Эпиграф: «Войско взбунтовалось, говорят, царь ненастоящий!» (из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»)

Я посмотрел фильм Матильда, едва его копия появилась в Интернете. Фильм исторически недостоверен? Да, это ясно с первых кадров всякому, кто хоть немного знаком с историей. Царь Александр III погибает по сути от крушения поезда. Появляется вымышленный герой маньяк Воронцов. Режиссер сразу дает зрителю понять, каковы его намерения.

Однако фантазии вокруг реальных исторических лиц – не такая уж редкость в кино и литературе. Приведу два примера. Первый – «Иван Васильевич меняет профессию». Представьте, что перед вами сторонник канонизации Ивана Грозного, который убеждает, что смотреть комедию Гайдая страшный грех, ибо она искажает образ святого царя. Или напротив историк, утверждающий, что Иван Грозный был тираном, а в фильме он очень мил, кушает кильку из банки, и в помощники ему избраны какие-то Жорж Милославский и дьяк Феофан, а вовсе не Малюта Скуратов.

Другой пример – цикл о мушкетерах Александра Дюма. Кардинал Ришелье выставлен там хитрецом и интриганом, а ведь то был мудрый христианский пастырь, наставлявший Короля-Солнце и дававший достойный ответ еретикам-гугенотам. Но хуже того (особенно в советском фильме) выведены гвардейцы его высокопреосвященства. А ведь это по сути сотрудники епархии!

На эти примеры можно только рассмеяться: кто же принимает всерьез сказки!

Давайте и «Матильду» посмотрим не глазами оскорбленного православного, ищущего, кого бы привлечь к суду, а обычного гражданина, который воскресным днём купил коробку попкорна и занял место в зрительном зале.
Он увидит большое количество зрелищных эффектов, актеров в ярких костюмах, услышит водевильную музыку.
Фильм начинается флэшбэком (точнее, флэшфорвардом) из финала: во время коронации государь падает в обморок, роняет корону. Но в финале всё определённо: он поднимается, корону водружает на место, а через несколько кадров он уже на Ходынском поле, просит на коленях прощения у пострадавшего народа.

Среди полутора часов романтических приключений эротических сцен в фильме практически нет. Один раз у актрисы мельком видна грудь. Нет, правда, и другого: глубоких психологических сцен. Зрителю предстоит только смеяться, а не плакать. Впрочем есть масса сентиментальностей: вот Маля учит Ники танцевать фуэте, раскручивая обеими руками его ногу, а он стоит при полном параде на другой ноге, вот Ники врывается на сцену, чтобы подхватить возлюбленную. Ники – еще не царь-помазанник, а царевич-наследник, почти мальчишка. «Это он только с виду такой взрослый», – говорит перед смертью в фильме Александр III. Его наставляет мать-императрица: довольно ребячиться, нужно царствовать.

Но разве не ребячество – сама связь с Матильдой? С эксцентричной актрисой, которая все понимает, но может ворваться на коронацию с воплями с балкона? Фильм посвящен выбору Ники. Если бы он предпочёл царству Матильду, как множество других князей, сочетавшихся морганатиченским браком, он был бы не только несчастлив, а просто унижен и уничтожен. Разумеется, Маля изменила бы ему для начала с князем Андреем (который всё время рядом и жалобно смотрит), потом сбежала бы с маньяком Воронцовым, а потом… Мало ли у примы поклонников! Такова артистическая среда: о крепкой семье и верности здесь не думают. Во всяком случае в художественном пространстве данного киносюжета.

Так что Ники сделал верный шаг, выбрав в конечном итоге и семью, и царство, и даже голгофу, но ведь царскую голгофу, царское достоинство до конца дней. Неужели было бы лучше, если бы его бросили живьем в алапаевскую шахту, как князя, реально влюбленного в Матильду? Но Ники повзрослел и поступил как мужчина.

Единственное, что в фильме можно было бы назвать пошлостью – это линию спецслужб. Для сюжета абсолютно ненужную, но какое же сегодня приключенческое кино без спецагента! Появляется «сыскарь» Власов, который не столько пытается вести детективную линию, сколько демонстрирует повадки типичные для такого героя. Впрочем, есть в фильме и новинка: спецагент связан с доктором Фишелем – оккультистом и одновременно психиатром, в котором можно при желании узнать и Фрейда, и Папюса, и Штейнера.

Именно доктор Фишель понуждает Аликс украсть туфельку с частицей крови Матильды для колдовства-приворота (впрочем, у него облеченного в псевдонаучную форму). Аликс не сразу решается на такое дело. Но когда она приносит Фишелю желаемое, того уже успевает утопить в аквариуме маньяк Воронцов, и сеанс магии не состоится.

Так что будущая царица Александра не участвует в колдовстве, только собирается. Правда, показан в фильме еще и спиритический сеанс, в который Аликс и Ники втягивает тот же Фишель. Его предотвращает мать-императрица Мария, которая тут же отдергивает шторы и открывает окна.

Кстати, доктор Фишель связан со спецслужбой (которая почему-то нигде в фильме не именуется охранным отделением), он говорит с Аликс по-немецки, и вообще в определенный момент он единственный, кто сочувственно ее понимает. Но при этом пытается внушить невесте одну мысль: Матильда – ее главный враг. Так может он и не колдун вовсе, а просто подсадная утка спецслужбы?

Наконец, обратим внимание на самую последнюю сцену фильма. Едва таинство венчания совершено, Матильде больше нет места в жизни новой семьи. Николай Александрович и Александра Федоровна, попросив друг у друга прощения и сказав ласковые слова, молят Бога очистить их ложе от греха. Таким образом, даже если бы версия, представленная в фильме, действительно имела место, это не мешало бы после такого финала дальнейшему вхождению Царской семьи в святость.

Неужели этот фильм стоил всей той шумихи, которую подняли в прессе и блогосфере мы, православные христиане, опираясь во многом на церковный авторитет? Что в нем кощунственного? Что антипатриотического? Что может привести к новой революции? Что позволяет иным батюшкам грозить за просмотр фильма небесными карами? Неужели не разумнее было просто промолчать?

Один маленький пастушок тоже, как известно кричал «волк! волк!» – проверяя систему общественной безопасности. Но когда явится настоящий волк, ему никто уже не поверит…

Остап Давыдов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.