Вера и Слово. Интервью с отцом Александром Невзоровым

Кирилл Белоусов

Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.

Об этом мы ведем разговор с настоятелем храма Святого Великомученика Георгия Победоносца села Губернское Аргаяшского района Челябинской области протоиереем Александром Невзоровым.

— Отец Александр, в последнее время о Церкви в СМИ пишут много и достаточно квалифицированно. Иногда публикации справедливы, потому что есть какие-то недостатки, а иногда – крайне несправедливы и даже обидны. Как относиться к этим материалам, к людям, которые их готовят?

— Вы правильно сказали, что критика складывается из двух предпосылок. Есть критика, когда ты видишь, что в твоем доме что-то делается не так, и понимаешь, что только твоими усилиями ничего изменить нельзя, но возможно изменить общими усилиями. Церковь – это община людей, которую возглавляет наш Спаситель Христос. Естественно, что там, где есть люди, всегда присутствуют и недостатки. Я считаю, что критиковать такое сообщество имеет право человек, который сам находится внутри этого сообщества. Но Церковь к критике всегда относилась спокойно. Более того: когда критика была действительно конструктивна, она не только воспринимается адекватно, должным образом, но и делаются выводы по устранению определенных недостатков, если таковые имеют место. Существует давно выверенный определенный порядок: сначала с какой-либо проблемой обращаются к настоятелю храма. Если нет отклика – к благочинному округа, в который входит храм, а в случае, если вопрос все-таки не решается, обращаются к правящему архиерею, чтобы он разобрался в ситуации. И уже исходя из его решения делаются какие-то выводы.

С другой стороны, часто, когда мы видим критику, размещенную в печатных или электронных изданиях, на телевидении, не совсем понятно, к кому, и с какой целью она адресована: либо просто для того, чтобы вылить «ушат грязи», либо для того, чтобы что-то изменить. Нужно иметь в виду, что практически все современные СМИ работают на рейтингах, а рейтинги – это как раз восприятие информации читателями и зрителями. Если же рассказывать просто о том, как все живут, это воспринимается достаточно обыденно и неинтересно. Поэтому зачастую информация по своей окраске бывает или положительной, или, наоборот, негативной. Кстати, не секрет, что у нас многие СМИ просто живут этим негативом. Хотя есть и заказные статьи, есть люди, которые совершенно искренне любят или ненавидят Церковь. Но, в основном, это вопросы этики, морали: люди с удовольствием будут читать гадости. И чем известнее человек, которого критикуют, тем выше рейтинги у издания, где эта критика содержится. А положительные моменты воспринимаются как само собой разумеющиеся. Мы, к сожалению, уже привыкли к такому положению дел. Как к этому относиться? Нормально. Если мы чувствуем, что не в силах что-то изменить, надо относиться к этому спокойно, по-философски. Потому, что если мы начнем реагировать по-другому, ругаться, что-то кому-то доказывать, моментально возникнет соответствующая обратная реакция: будут говорить, что Церковь – это одни сплошные реакционеры, догматики и консерваторы.

— В советские годы, когда шла массированная антирелигиозная пропаганда, люди, которые выступали против Церкви, были воинствующими безбожниками. После 1991 года в нашей стране наступает свобода политическая, свобода религиозная. И, тем не менее, мы видим, что встречается и критика, и даже нападки на деятельность к РПЦ. Авторы этих материалов – не большевики из 20-30 гг, а наши современники. Как, на Ваш взгляд, к этому вопросу подойти, как реагировать на авторов этих идей?

— Мне кажется, любой здравомыслящий человек может четко для себя определить, является ли та или иная статья заказной, или нет. Если это заказ, там все лежит на поверхности, все очевидно, понятно, откуда ноги растут. Наверное, можно было бы в ответ подать на таких авторов в суд за «честь мундира», но у нас как-то не принято судиться по таким делам. Понимаете, все это – подходы внешней политики. В последнее время РПЦ в чем только не обвиняют, заставляют постоянно оправдываться. А человек, который постоянно оправдывается, в той или иной степени чувствует себя виноватым. Действительно, во все времена были те, кто относился к Церкви негативно, богоборцы. Вспомните Павла, который тоже был гонителем христианства, а впоследствии стал великим апостолом, которого почитает вся Церковь. Поэтому к таким людям мы призываем относиться с пониманием: Господи, прости их, они не ведают, что творят. За них надо молиться, чтобы мировоззрение их поменялось, ведь было немало случаев, когда люди отказывались от своих атеистических взглядов и приходили к Богу. Как к этим людям стоит относиться, как на них реагировать? С сожалением, с болью, но, ни в коем случае, ни с ненавистью и проклятием. Сам Спаситель заповедовал: «Меня гнали, и вас будут гнать за Имя Мое.» Христианство – это малое стадо, рядом с которым большое количество неверующих. Другое дело, слава Богу, что в определенный момент неверующий человек сознательно отказывается от своих прежних антирелигиозных идей, искренне раскаивается и приходит ко Господу. К примеру, наш замечательный писатель Лев Толстой. Да, мы его любим, он – классик, достояние российской литературы. Но, что касается его взглядов на веру, здесь он отошел от Церкви так далеко, что даже в конце жизни, когда хотел вернуться обратно в христианство, у него это не получилось, не смог покаяться.

— Вы сами читаете периодические издания?

— Если честно, читаю не так часто. В основном, то, что изложено информативно, тезисно и кратко. А тексты, которые написаны развернуто, полно, читать и воспринимать не всегда удается, потому что печатной литературы в последнее время такое огромное количество, что при всем желании ознакомиться со всем этим объемом достаточно затруднительно. Большое место в информационном поле сейчас занимает телевидение и интернет, которым я пользуюсь достаточно активно: у меня есть подписки на группы в социальных сетях, в том числе и от СМИ, например, «Комсомольская правда. Челябинск». Ну и, конечно, стараюсь отслеживать новости по актуальным проблемам, которые волнуют общество.

— Есть мнение, что Церковь до сих пор воспринимается как некий закрытый специфический институт, у людей возникает некая «боязнь»: я не хожу в храм, потому что к этому не привык, меня оттуда выгонят, они там молятся на непонятном мне языке и т.д. Т.е. определенный набор предрассудков, который мешает человеку воцерковиться. Как, на Ваш взгляд, журналисты могут помочь таким людям отказаться от их предубеждений?

— Все предрассудки, все подобные вопросы, возникают по причине непонимания, незнания. У нас много крещеных людей, которые совершенно не знают основ веры, не знают элементарных вещей, которым обучают в воскресной школе. Хотя все возможности для того, чтобы ликвидировать этот пробел в настоящее время существуют. Сейчас происходит настоящий информационный бум: масса церковной литературы, ориентированной на самый разный возрастной контингент читателей, которая еще в недавнем прошлом была настоящим дефицитом; есть специальные курсы по основам теологии, которые преподают в высших духовных заведениях; всегда можно прийти в храм и задать тот или иной вопрос непосредственно священнослужителю; интернет тоже дает много информации. Иными словами, все возможности есть, было бы желание эти знания получить. В журналистике, на мой взгляд, тоже существует проблема: авторы материалов знают многое, но поверхностно, а настоящее видение корня проблемы у них зачастую отсутствует. Когда корреспондент глубоко и точно представляет предмет, о чем хочет сообщить, я считаю, это его профессиональное, моральное и духовное участие в формировании общественного мнения. Ему это делать нУжно и дОлжно, если он действительно хочет помочь, поведать честную и достоверную информацию.

— Должны ли, на Ваш взгляд, у РПЦ быть специальные «органы», которые информируют мир о жизни Церкви? Имеются в виду информационные отделы, которые рассказывают, что происходит в той или иной епархии.

— Все это уже существует и работает. Какое-то время назад, может быть, это было не совсем заметно, но сейчас в каждой епархии есть свои информационные сайты, где в полной мере и системно освещаются все мероприятия, которые происходят «на местах». Все достаточно четко структурировано: есть отделения митрополии, которые разделены по границам регионов, митрополия, в свою очередь, делится по епархиям, а в епархиях – свои районы-благочиния, в каждом из которых существуют свои приходы. Естественно, что в каждом приходе ведется определенная деятельность. В большинстве из них действуют свои сайты, о мероприятиях, которые проводятся «на местах», регулярно поступает информация в епархиальные отделы. По крайней мере, в Челябинской епархии, все это отслеживается, достаточно подписаться на сайт, на рассылку ВКОНТАКТЕ, и новости будут приходить каждый день: обновление происходит постоянно.

— В заключение беседы, Ваши напутствия, Ваши пожелания к работникам СМИ, освещающих сегодня жизнь Церкви. К чему бы Вы могли их призвать?

— Хотелось бы пожелать любознательности. Но при этом необходимо помнить, что всякое знание должно базироваться на любви и уважении к предмету исследования. Не понимая сути проблемы, очень сложно давать объективную и адекватную оценку в излагаемом материале. Взаимодействие Церкви и светских СМИ предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. В этом, на мой взгляд, и заключается профессионализм работы журналиста: не предаваться излишней эмоциональности в своих материалах, но основываться на уважительном и беспристрастном анализе фактов. А это, в свою очередь, несомненно, принесет благодарный отклик читателей.

Кирилл Машанов

pravmiass.ru

P.S. Если у вас возникли вопросы, замечания по предоставленному материалу, вы можете обратиться к автору по адресу: kirill-mashanov.1981.miass@mail.ru, тел. 89085760456. Для нас очень важна обратная связь. Какие темы вам кажутся особенно интересными и актуальными? Мы обязательно учтем все ваши пожелания и предложения. Спаси вас Господи!

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.