Сретенский бал. Взгляд на уникальный танцевальный проект изнутри

Кирилл Белоусов

СадаковыВ последние два года в молодежной среде Челябинской епархии часто поднималась тема исторических балов.

Журналисты ПМД74 несколько раз писали о проекте сретенских балов, приуроченных к Дню православной молодежи.

Сегодня мы решили побеседовать с Павлом и Екатериной Садаковыми, которые активно участвуют в этом проекте.

 

— Расскажите о том, как твоя семья узнала о балах, что привело Вас на них, что поспособствовало тому, что вы остались участниками этого проекта.

Павел:

— По большому счету, я был равнодушен к балам. Но моей жене Екатерине очень нравились классические танцы, но она ни разу их не пробовала танцевать. Однажды ей представилась возможность потанцевать на кадетском балу в городе Копейске. Это было 23 февраля 2014 года. У меня, к сожалению, было много дел и вместо меня партнером для Катюши стал ее брат. При подготовке к балу самая главная проблема состояла в том, что у нее не было подходящего платья. Мы нашли очень интересное платье в Интернете, оно было сшито по лекалам XIX века. Конечно же мы его купили. Что удивительно, стоило оно недорого. После нескольких репетиций состоялся долгожданный бал. Прошло полгода, и мы узнали о первом православном бале, который должен состояться в феврале 2015 года. Перед балом надо было хорошо порепетировать, чтобы разобраться с ногами и не свернуть партнерше голову =). Тут первый раз мы встретились с держистами. Хотелось бы, чтобы все молодые люди были такими классными. С сентября того же года мы начали познавать танцевальную грамотность под предводительством танцмейстера Дмитрия Ханя. После полугода занятий наша семья познала азы классического танца.  Самое сложное было станцевать польку, но, к счастью, на балу мы ее не танцевали.

Екатерина:

Екатерина Садакова— В 2014 году я ничего не знала об исторических балах. Я понятия не имела о том, что существуют люди, которые воссоздают культуру прошлых эпох, изучают танцы, шьют соответствующие костюмы, организуют настоящие балы. Скажем, я и балы находились в двух параллельных мирах. Мое вовлечение в танцевальную культуру началось со звонка моей подруги, которая неожиданно попросила меня помочь с поиском бального платья. Так я узнала, что в нашем городе будет проводиться, шутка сказать, настоящий бал… Конечно же, я на него проникла. Это был наш ежегодный кадетский бал, который организует Управление образования Копейска. Участниками бала были ученики кадетских классов средних школ и кадетского класса при храме Покрова Пресвятой Богородицы. Один танец танцевали взрослые, то есть их учителя. В этом танце я и приняла участие среди педагогов. В октябре 2014 года стало известно о готовящемся в Челябинске Первом Сретенском бале. Тогда же мы узнали что такие балы давно уже проводятся в Петербурге, Москве и других городах нашей страны. В танцевальной студии “Гаттака” из нас сформировали отдельную группу православных ребят с целью общей подготовки к Сретенскому балу. Это было необыкновенное мероприятие! Это не просто реконструкция исторического бала, какие иногда проводятся и “Гаттакой”, и другими клубами. Это был православный бал для православной молодежи! Сретенские балы приурочены, как я не сразу догадалась, ко дню Сретения Господня. Основные особенности этого Сретенского бала, в отличие от кадетских балов, проводимых в Копейске, были таковы:

— отсутствие постановочных танцев. Бал был построен также как и социальные балы ХIХ века. Как говорит наш хореограф Дмитрий Хань, бал – это “дискотека” XIX века, где главное не столько танцы, сколько общение. Танцы программы бала рассчитаны на людей, в общем-то, не умеющих танцевать. Поэтому бал проходил в виде открытого мастер-класса. И все танцы мы выучили прямо на балу;

— еще одна характерная черта: не нужно было срочно искать своего кавалера… Ведь все кавалеры на балах наши! Каждый кавалер приглашал даму из присутствующих в зале. Вот, оказывается, что такое настоящий бал, но именно это и было непривычным. В ХIХ веке вообще этикет не позволял танцевать на балу с одной и той же дамой;

— бросился в глаза упрощенный дресс-код. Да, найти платье в стиле XIX века практически невозможно, а участниками бала были люди, для которых формат мероприятия отнюдь не был привычным, для многих это действительно был первый бал. Но дресс-код нашего мероприятия допускал вечерний костюм и длинные вечерние платья. Кстати, у ребят из “Держись” платья XIX века были, поскольку они не впервые уже участвовали в подобных мероприятиях. Мы решили, что главное — начать; а там и платьями разживемся!

— в завершение скажу о том, что главная особенность этого бала в том, что средства от продажи билетов направлялись на благотворительность, а также на самом балу была организована благотворительная ярмарка.

В феврале 2016 года состоялся второй Сретенский бал. На нем уже было больше наших общих друзей и знакомых, вдохновившихся нашими рассказами. Было весело. Правда, мне не очень понравился зал.

— Ваш взгляд на значение классической танцевальной культуры.

Павел:

— Самый главный плюс классической танцевальной культуры —  это научиться быть галантным, вежливым, внимательным не только на балу, но и в жизни. Из классических танцев нам очень нравится марш.

Екатерина:

Садковы на Сретенском балу— Для человека православного (да и просто скромного человека) современная танцевальная культура не отвечает нравственным запросам. Мы наблюдаем идейный вакуум не только в сфере танцев, но и культуры в целом. После революции в нашей стране национальная культура уничтожалась сознательно и постепенно исчезла совсем. В основе тех танцев, которые сейчас танцуют на балах, лежат танцы европейские или американские, соответствующие вкусам и пожеланиям организаторов и аудитории эпох. В Россию в XIX веке танцы также приходили из Европы, но они приобретали у нас свой оттенок, видоизменялись и становились самобытными, нашими, русскими. Вот их-то мы и утеряли. Это произошло тогда, когда их просто перестало танцевать молодое поколение. Произошло это совсем недавно. Например, вальсы танцевали и в Великую Отечественную войну, и после нее. Даже сейчас на семейных праздниках я часто вижу, как пожилые люди танцуют, кружась в вальсе. Но социальные танцы потеряли свою красоту. Мало того, что сейчас мы не умеем вальсировать, мы не умеем просто красиво с ровной спиной ходить и сидеть. Хотя бы ради этого стоит заняться классическими танцами. Хочется, чтобы у молодых людей в наше время была альтернатива барам и клубам, чтобы балы были как местом приятного отдыха, общения, так и знакомства людей друг с другом. Ведь в современных ресторанах и клубах полноценное общение вообще не предусматривается — играет оглушительная музыка. Получается, что молодому человеку, который на дискотеку не пойдет и во дворе с банкой пива сидеть не будет, просто некуда пойти. Конечно, цель знакомства и общения воплощают в себе не только танцевальные вечера и балы, но многие другие православные мероприятия — наш замечательный Молодежный форум на Увильдах, например. Организуется это все, наверное, по большей части усилиями отца Ярослава Иванова, храни его Господь. Это объединяющее мероприятие. На форуме есть возможность встретиться и познакомиться с ребятами из других православных молодежных сообществ Челябинска и других городов. В обычной жизни многие из нас ходят в свой храм на богослужения и на беседы со своим священником, в рамках своего молодежного сообщества. И вот мы объединились, закружились в танце. Ведь форум прекрасное место для этого. Но такая форма мероприятия, как исторический бал, это все-таки нечто особенное. Прекрасная музыка, прекрасные костюмы, прекрасные дамы и, конечно, танцы. Это возможность на мгновение окунуться в прошедшие эпохи, неспешность, вежливость, этикет и, главное, возможность приятного общения, приятных встреч. Особенное место занимает, наверное, Сретенский бал, обещающий стать ежегодным. Он является и историческим и православным.

— Ребята, у вас есть какие-нибудь идеи по развитию проекта молодежные исторических балов?

Павел:

— Я думаю, что на бал нужно привлекать не только православную молодежь, но и вообще молодежь с университетов и школ. Некоторые могут после этих балов заинтересоваться Православием. Словом, у наших балов есть миссионерский потенциал.

Екатерина:

— Нужно приглашать на балы всех желающих, а также больше рекламировать подобные мероприятия.

Кирилл Белоусов

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.