Пьянство – болезнь души: Евгения Гусарова о причинах формирования зависимости и том, как вести себя семье алкоголика

Татьяна Теточко

11 сентября после молебна в храме преп. Сергия Радонежкого о всех страждущих недугом винопития, мы встретились с руководителем курсов освобождения от зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой) Евгенией Николаевной Гусаровой.

– Как появляется алкоголизм?

– Это неправильная социальная установка. Я давно работаю с такими людьми и вижу, как социум навязывает абсолютно абсурдное убеждение людям. Они считают, что выпивать, это настолько правильно, что иначе и жить нельзя.

Есть такое племя, в котором была одна традиция. Девушка, входящая в пору замужества, шла к шаману, чтобы удалить два передних верхних зуба. Это считалось красивым. Европейцы пришли, и возмутились: зачем это делается? Здоровые зубы выдирать, и с ямой посередине ходить. И запретили выдирать. Это было горе для людей того племени. Девушка уже вступила в пору невесты, а на неё мужики смотреть не могут. У неё зубы торчат. Безобразно. Он жениться на ней не может. И бедная девушка уходила в лес и камнем без шамана удаляла зубы. И все мы знаем про китайскую ножку. Раньше был традиция: чем знатнее женщина, тем меньше должна быть ножка. И чтобы добиться этого маленького размера, женщинам с детства туго перематывали ногу и заставляли ходить в туфлях маленького размера. Часто после этого знатная женщина вообще не могла самостоятельно ходить. Её поддерживали с двух сторон.

Всё это навязывал социум. И также социум нам навязывает, что нужно пить и курить. Если же логически помыслить, то встает вопрос: зачем?

Дело в том, что достаточно большой процент нашего населения имеет так называемый азиатский ген, который способствует к очень быстрому введению алкоголя в обмен веществ, и, как следствие, быстрое привыкание. Начинается зависимость. Еще ей податливы люди нежной нервной организации. Которые склонны быть поэтами, художниками,то эмоционально воспринимает жизнь. Им трудно справиться с перипетиями нашего мира. И однажды попробовав (а социум говорит «попробуй, расслабься»), он понимает, что ему с этим веществом легче, начинает его употреблять в опасных дозах и впадает в тяжелую зависимость.

Приходили ко мне люди, по лицу которых было видно, что им осталось буквально несколько месяцев. Тяжелейшее состояние. Явно печень отказывает. Как он может выйти? И на каждой группе мне Господь показывал чудо. На каждой группе. Будто говорил мне: не суди, ты вообще ничего не знаешь.

Смертность от алкоголизма очень высокая. Сейчас это не скрывается, но и не афишируется. Есть один очень хороший прием – поднять на смех. Например, вся наша юмориада советского времени осмеивала пьянство. И зло становится не таким страшным, если его обсмеять. Перестаешь понимать, какое это страшное зло. Как это серьезно. Какое это страдание в семьях. Какое невероятное страдание детей.

– Если в семье уже есть алкоглезависимый, как вести себя другим членам семьи?

– Перестать спасать. Это в обязательном порядке. Дать человеку всё-таки почувствовать, что он сам с собой обязан справляться. Он сам отвечает за себя. Это очень трудно,

особенно для русских людей. Если рвёт, то на бок положить, чтоб не захлебнулся. Но из последних слез вызывать скорую – нет. Не нужно отказываться на высшем уровне. Скажи: Господи, я не могу помочь этому человеку. Я не могу. Это не в моих силах. Кто я против того, что мучает больного? Этот бес и меня мучает, выводя на злость. А ему это только и надо, чтобы мы разозлились, он этим питается. Поэтому, Господи, в руце Твои отдаю человека. Ты Сам веди его. Ты можешь всё. Я Тебя очень прошу. Если Ты хочешь, сделай так, чтобы он понял, как принять эту язву, исповедоваться, увидеть, что Господь может помочь.

–То есть больному надо осознать, что он болен?

– Да.

Если на данный момент он этого не принимает? И в трезвом состоянии говорит, что ему это нравится, даже если после алкоголя у него болит голова и тошнит. Но как проходит день – два, он приходит в себя, и говорит, что ему хорошо от алкоголя, ему это нравится. Почему он не принимает факта, что ему это во вред?

– Потому что для этого надо очень многое в себе изменить. Ведь у всех есть какая-то страсть. И у меня есть. И как же не хочется с ней бороться. С каким трудом это дается. Нажрался шоколада и сидишь. Потом тебе плохо. Ну и что? Ведь в момент поедания тебе было хорошо. А если в зависимость впал мужчина, то сказать, что у меня что-то не получается, что я слаб, перед женщиной, перед детьми, это возможно только при смирении. Но, как правило, его нет. За него произносит гордыня: мне так нравится. Нравится пить, даже если это приносит вред. Тут важно сказать: я понимаю, что тебе нравится. И у меня были такие моменты. Но какого быть рядом с тобой? Ты понимаешь, что нам тяжело? Поэтому сделай выбор. Тебе нравится вот это, и ты уходишь. И живешь с тем, что тебе нравится. Или, ради того, чтобы сохранить все наши добрые отношения, от этой вкусняшки надо отказаться.

Когда мне говорят, что я не была алкоголиком, зачем я лезу в это дело, то отвечаю, что я прошла через множество таких алкоголиков, и отлично понимаю, как цепляет страсть. И какое потом разочарование от содеянного. До отвращения.

Тут не физиология. Тут духовная вещь. Поэтому когда приходит неверующий человек, я говорю, что ничего не навязываю. Но ты знай, что этот корень не в физиологии, и не в психологии. Он более глубокий.

От своих страстей не избавиться. Но их можно усмирить. Они становятся всё слабее, слабее и слабее. Дергают, но тут же отступают. Не дай Бог подумать, что мы избавились от нашей страсти. Надо постоянно держать себя, чтобы вновь не упасть в эту тьму. Для неверующих есть психологические работы по этому поводу. Это треугольник: преследователь – жертва – спасатель. Надо перестать бегать по этому треугольнику. То ты жертва, когда он напился и орет. Потом его рвет, и ты спасатель. А потом ты понукаешь за пьянство. Это надо прекратить.

Можно не верить в силу притяжения. Но когда ты споткнешься, то носом воткнешься в землю. Не верю, но упаду. Закон есть закон, и мы ему будем подчиняться. В психологии для неверующих есть настрои. Ты что-то про себя говоришь, убеждаешь. Смысл в том, чтобы не разозлиться, не поддаться на провокации. И жизнь должна идти своим чередом. У меня сегодня намечено сходить к подруге или на тренировку. Я это и делаю. Если он пришел не в том виде, пьяный, ну и что? А если бы меня не было? Была бы в командировке или еще где-то? Человека в этот момент надо поручать Господу. Всё в воле Твоей. Захлебнется, умрет, значит в этом воля Твоя. Я ничего не могу сделать. А что я могу сделать, когда ему сейчас так хорошо? И не считай, что совершаешь преступление, пойдя на тренировку, когда он там пьяный. В конце концов, можно всё обговорить, когда он трезвый. Этому человеку, безусловно, нужно сочувствовать. И говорить с ним с любовью. Чтобы он чувствовал эту любовь.

– Таблетками не лечится?

– Нет. Это в сознании.

– А что такое кодирование?

– В большинстве случаев кодирование, это поручение человека бесу, чтобы он держал человека и пугал. В тебя заложили мину, и говорят: будешь пить – взорвешься. Человек держится на страхе. Бывает кодирование в виде гипноза, когда человек забывает и вкус, и запах алкоголя. В этом случае беса алкоголизма нет, но в человеке начинает править другой, жуткий бес.

Если вводится какое-то лекарство, дающее отвращение, то на первых порах можно им воспользоваться. Но работа с сознанием необходима. Как тем женщинам, которым вырывали зубы, надо осознать, что это полная ерунда и вред. Пока не осознают, они так будут к этому стремиться.

Представь, что с Венеры прилетело разумное существо, которое не было на земле. И видит, что у большинства людей изо рта торчат какие-то трубочки. Тот сразу нюхать. Наверно вкусно. Нет. Пахнет ужасно. Попробовал на вкус. Гадость. Тебе наверно деньги за это платят? Да, нет. Я плачу. А-а, ну наверно это ради здоровья? Нет, от курения у меня будет вот это, это и это. В чем прикол-то? Может быть, страна твоя от этого богатеет? Нет. Из моей страны всё вывозят. И тут у инопланетянина ступор. Он не понимает, зачем это делать, потому что вред во всем.

– Если в семье уже есть больной алкоголизмом, куда обращаться?

– В храме Василия Великого каждый вторник с 18:00 до 21:00 у нас проходят встречи. И раз в три месяца мы проводим десятидневные курсы. Если человек не хочет идти, идет его близкий. Курсы платные. Человек сам должен заплатить за себя. Мы настолько заинтересованы, чтобы близкий человек сидел рядом и слушал то же самое, что со второго члена семьи не берем деньги, хоть это и большая нагрузка на преподавателя.

– Почему молодые люди начинают пить алкоголь?

– Идет самая натуральная информационная война. Это огромное количество гаджетов, которое родители не контролируют уже с трехлетнего возраста. Там идет мощнейшая атака на мозг. Расслабляйся. Расслабляйся. Кто такой расслабленный в Библии? Это парализованный. А у нас всё время идет посыл: стань парализованным. Оторвись, получи удовольствие. Я лет 20 не смотрю телевизор, но бывает иногда, приходится включить. Всё направлено на эротику и получение удовольствий. Даже если с животными что-то или с детьми: удовольствия, удовольствия и удовольствия. Уда и воля. Уда на волю. Или уды – расчленение. Расчленение воли. Это не радость. Русские слова всё честно раскрывают.

– Если в семье заметили, что подросток начинает ходить по сомнительным компаниям и выпивать. Что делать?

– Я считаю, что любовь всесильна. Если любишь, то всё возможно. Если у тебя не зависимость. А так часто бывает, что у родителей позиция: «Сделай, чтобы мне было удобно. Мне неудобно, что ты где-то шляешься». Не тот посыл. Прежде всего, я хочу твоего спасения. Я так люблю тебя. Пусть мне будет неудобно, но я хочу твоего спасения. У меня одна женщина, мать четверых детей, три года назад проходила курс. Для неё было такое открытие, как интересно разговаривать с детьми. Оказывается, это удобно. Оказывается, это радость. Что я всё время на них рычала и отмахивалась? Сейчас они наговориться не могут. Начни любить. Не быть зависимой, а любить близкого. Просто удивительно, насколько подростки в нас заинтересованы.

В заключение, скажите в общих чертах, что такое трезвение?

– Трезвение, это процесс, который идет всю жизнь. Это трезвомыслие, это целомудренное восприятие мира. Объемное понимание мира. С трезвением всю жизнь трудишься и трудишься. Мы на земле не для отдыха.

Беседовал Семён Прокопенко

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.