Протоиерей Ярослав Иванов: Наша цель — это Христос. А наша задача — позволить молодежи встретиться со Спасителем

Пресс-служба ПМД74

Пасхальное интервью руководителя Отдела по делам молодежи Челябинской епархии протоиерея Ярослава Иванова

В конце Великого Поста у коллектива нашей редакции возникла мысль побеседовать с руководителем епархиального отдела по делам молодежи протоиереем Ярославом Ивановым о духовных смыслах Святой Четыредесятницы, значении праздника Пасхи для Православной Церкви и современного общества, а также об основах молодежного служения на южноуральской земле.

Сегодня, в день празднования Антипасхи, мы публикуем наше интервью. Несмотря на то, что прошла Пасха, а также закончилась Светлая седмица, радость праздника остается в наших душах. Также в течение сорока дней после Пасхи праздничные молитвословия украшают соборные и домашние молитвы православных христиан. Мы по-прежнему приветствуем друг друга самыми радостными в этом мире словами «Христос воскресе». Словом, мы надеемся, что наш разговор будет для вас актуальным и полезным.

 

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе Христос!

— Празднику Пасхи предшествует Великий Пост, который призван преобразить наши души, переменить сам образ наших мыслей. Перемены — это то, что присуще молодежи. Что нужны православному молодому человеку, чтобы обрести Бога, чтобы его пост был благоприятным для его духовного самосовершенствования?

протоиерей Ярослав Иванов

— Для человека всегда необходимо движение вверх. И этим собственно и определяется пост, а также все те действия, которые человек совершает в пост по отношению к своей духовной жизни. Для кого-то пост является начальной пробой себя. А для кото-то он проявляется как совершенствование уже приобретенного опыта. Избранная нами мера воздержания не дает нам расслабляться, но важно не ошибиться при ее определении, не допустить перенапряжения. Самое главное, чтобы у нас было постоянное движение по вертикали – к Богу. Для того, чтобы православная молодежь могла иметь в своей жизни этот вектор, она должна осознать то, что наша цель – это Христос. А наша задача будет состоять в том, чтобы показать им Спасителя и позволить им встретиться с Ним. В течение всего Великого Поста мы стремились реализовать эту ключевую для нас задачу: на собраниях мы с ребятами рассматривали такую тему как духовное становление через приобретение соответствующего опыта. При этом мы учитываем особенности их окружения, учебной, рабочей и семейной обстановки. Избираем те методы и формы, которые приемлемы для нашей молодежи. Говорим именно о совершенствовании во Христе. Этот процесс заключается в оценке своего состояния и сопоставлении его с образом Сына Божьего. Как раз в дни Святой Четыредесятницы мы можем потрудиться над тем, чтобы иметь меньше помех из внешнего мира – насколько это возможно, конечно. Мы можем в этот период удалиться от суетного, второстепенного и ненужного. При этом необходимо прислушиваться к себе, приучать себя к пребыванию на пути духовного становления. Бог высок, глубок и непостижим не только для молодежи, но и для зрелых людей. Нельзя упрощать Бога для того, чтобы он был понятен молодому человеку. Но его нужно настроить на то, чтобы он захотел услышать о Боге, захотел жить по его заповедям. Нужно заинтересовать, заинтриговать и заразить стремлением к жизни во Христе. Можно здесь вспомнить различных православных миссионеров. Ведь если проповедующий Сына Божьего сам живет в соответствии с Его учением, то есть являет собой образ нашего Господа, то этот опыт сдвинет человека с насиженного места, укажет ему конкретно то, куда ему нужно идти. Отмечу то, что жизнь задает нам духовные вопросы, а ответов на них не дает. Чтобы найти эти ответы, православному молодому человеку необходим пример личного переживания веры. Как говорится, Христос не доказуется, а показуется. Это легко воспринимается молодым человеком. Также следует помнить о том, что мы живем в условиях современного мира. Психологическое состояние молодежи в миру часто осложнено постоянным чувством смущения, а также окружающими его осквернением и суетностью. Поэтому молодому человеку необходимы особые условия для выхода из окружающей его суеты.

— Вы говорили о примере богопознания. Каких же современных святых и подвижников благочестия нам следует избрать в качестве ориентиров?

— Можно найти эти примеры в житийной литературе. Но эти книги имеют очень специфический характер. Нужно захотеть их читать. А из книжных образов нужно извлечь те образы, мотивы и поступки, которые близки молодому читателю. Ему следует их искать. Кому-то по силам ухватить подвиг проживания Евангелия в жизни преподобного старца Паисия Святогорца – и это замечательно. Также можно назвать великих миссионеров: святых Макария Алтайского, Николая Японского, Иннокентия Московского. У них было очень много трудностей. Полезно знать о том, как они жили и боролись с поистине непреодолимыми для смертного человека обстоятельствами. На днях я читал о необыкновенном по своей силе искушении святителя Николая Японского. В первые дни своего пребывания в Стране восходящего солнца он испытывал сильнейшую ненависть по отношению к себе со стороны своих новых сограждан. Ведь в то время люди в Японии совершенно не желали принимать миссионеров. Тем не менее, святитель справился с собой и нашел общий язык с этими людьми, а затем создал православную общину, которая стала основой будущей поместной церкви. Могу также посоветовать книги нашего современника Виктора Николаева о воинском подвиге ветеранов Афганистана. В них раскрывается образ перерождения человека из неверующего в верующего через подвиг, боль и лишения. Наиболее близки молодежи именно современные проповедники – пусть они не святые, но они занимаются тем делом, которое может воодушевлять ребят на конкретные свершения. На служения, которые, может быть, молодежи пока не по плечу, но устремление к их реализации без всякого сомнения поможет ребятам в их духовном росте.

— Как Вы считаете, насколько сложно быть христианином в наше время?

Я не думаю, что хоть когда-нибудь христианином было легко быть. Христианство — это подвиг. Таким оно было во все времена, таким оно остается и сейчас. Единственно, что сейчас усилились искушения и соблазны, но средства борьбы с ними остались те же самые. Но у всех нас остались те же духовные задачи. Как раньше человек хранил свои глаза, свои уши и все свои чувства от искушений, так и у нашего современника сохраняется такая же необходимость блюсти себя. Наши трудности при этом выражаются в том, что человек сегодня живет совершенно другой жизнью. Ведь когда-то человек боролся с помыслами, которые обуревали его изнутри. А сейчас у молодых людей присутствует соблазн вбивать свои помыслы в поисковую строку. Искушение входит в жизнь мгновенно через визуальные образы, видеосюжеты, музыку, через все то, что захватывает душу. Человек  в наши дни опутан мирскими сетями гораздо сильнее, чем в прошедшие эпохи. Христианин же должен противостоять этому миру. Мы должны избирать для себя такую деятельность, которая поможет выстроить нашу жизнь, насколько это возможно, независимо. Православная молодежь должна включаться в те созидательные процессы, которые позволяют преображать окружающий нас мир.

— Каким образом Вам как духовнику ПМО «Держись!» удается донести до православной молодежи опыт жизни во Христе?
— Я не считаю себя особенным молодёжным духовником. Но все же могу сказать то, что как и в обычной духовнической практике, работа с молодежью должна быть обращена к конкретным личностям. А в работе с православным молодежным объединением может быть выделена срединная линия. Тем более, что зачастую мы взаимодействуем с людьми, которые находятся в нашей среде уже на протяжении нескольких лет. С ними уже можно говорить о сложных духовных явлениях. Поскольку мы знаем о том, что эти ребята имеют личный опыт христианской жизни. Все они читали и внимательно разбирали Евангелие, более-менее регулярно исповедовались и причащались. Совершенно другое – это работа с вновь приходящими ребятами, которые пока еще ничего не слышали о духовной жизни, а если и слышали, то они полны различных суеверий и предрассудков. Наша цель здесь состоит в том, чтобы вновь пришедшему человеку помочь сориентироваться. Сразу, конечно, не получится оградить его от всех ошибок. Но можно подсказать молодому человеку какие-либо книги, фильмы, поспособствовать разрешению каких-то важных для него вопросов. Между прочим, проводимые нами мероприятия позволяют новичкам в контакте друг с другом и с нами, в процессе выполнения какой-либо роли проверить себя, а также истинность оценки своих собственных качеств. Никто из нашей молодежи не ограничивается словами, все наши ребята проверяют свои силы в различных делах. Через общие дела мы приводим молодежь к восприятию ответственности. А ведь именно это качество отличает ребенка от взрослого человека, а также характеризует его самостоятельность. Молодой человек должен отвечать за свои слова перед Богом и людьми. К слову, часто наши ребята получают первый опыт поста, исповеди и причастия именно в молодежной среде. И самое главное, что в нашем объединении они определяются со своим духовным путем.

 

UqSULk90LDs

— Мы с Вами поговорили о молодежи, которая стремится воцерковиться. А что нужно для того, чтобы большинство молодежи рассталось со своим равнодушием к Церкви?

— Не могу сказать, что однозначно большинство молодежи равнодушно к Церкви. Прежде всего, в этом возрасте очень часто проявляется равнодушие к смыслу жизни. Только тогда, когда человек становится неравнодушным к себе и к другим, он начинает искать ответы на духовные вопросы. Молодежь оценивает свои духовные силы, понимает, что их у нее практически нет, потому что в душе присутствует очень много негатива, с которым сложно бороться. В православной среде ребята учатся бороться с негативными мыслями и опытом. Опыт падений у человека в период его юности может получиться колоссальным, при этом он может оправдывать себя тем, что он живет также, как все. Когда хочется оставить это состояние, подобное духоте, то мир, окружение ребят мешают сделать этот решительный шаг. Здесь необходима помощь друзей, единомышленников, пастырей – у нас создается благоприятная среда для этого. Равнодушие молодого человека нередко растворяется там, где есть беда, правда жизни. Здесь недопустимы показные елейность, ласковость, создание иллюзии комфорта. Господь обличает недостатки и грехи человека, он начинает видеть их и понимать то, что у него отсутствует развитие, напротив, в его жизни присутствует одна деградация. Тогда молодой человек начинает искать выход в Боге, а мы стараемся ему в этом помочь, научить основам жизни во Христе.

— Воскресение Христово даровало человечеству ощущение и реальность полной и подлинной свободы. В наши же дни общество не знает ее, потому что люди особенно склонны допускать в свои души греховные страсти. Это является реальностью в том числе и для молодежи. Как молодежи противостоять соблазнам современного мира, чтобы навсегда сохранить в себе светлую и свободную пасхальную радость?

— Вопрос того, как сохранить пасхальную радость, касается не только молодежи, но и всех нас. Недаром преподобный Серафим Саровский стяжал пасхальную радость. Через свой аскетический и молитвенный подвиг он обрел особое духовное рвение и любовь ко Христу. Чтобы пасхальная радость проникла в наши сердца, души и помышления, необходимо очень много потрудиться. Любовь – это не просто нравственное чувство, это добродетель. Этот совершенный вид добродетели дается нам Господом как дар. Либо он есть, либо его нет. Как можно научиться любить? Давайте посмотрим на этот глагол. Глагол — значит делать. Это делание состоит в самопожертвовании ради Христа и наших ближних. Это достаточно сложный процесс. Ведь молодые люди обладают полнотой жизни, они еще не познали свою собственную природу, окружающий мир ощущается ими во всей красе. Все эти вещи захватывают, не следует зацикливаться на них. Действительно, как ты и сказал, Пасха есть освобождение. Сам Спаситель сказал нам: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8:31-32). А мы нередко несвободны… Почему же так происходит? Человек замкнут в своем уме и на своем теле. Зачастую он не идет к Богу, а бежит от Него. Насущная жизнь близка ему: еда, деньги и так далее. Ощутить удовольствие тут же – это как синица в руках. Молодой человек пока еще не знает последствий всецелого погружения в материальное. Молодость не может пройти без тех или иных потерь, но важно, чтобы их было насколько возможно меньше. Чтобы по прошествии молодости в душе не осталось выжженной пустыни, которую потом практически невозможно озеленить.  Но опыт молодого человека должен быть собственным – невозможно переложить его со стороны. Копирование чего-либо – это не христианская жизнь. Молодежи нужно освобождаться от власти греха самостоятельно, пользуясь только Божьей помощью. Необходимо осознать смысл христианской свободы. К слову, есть люди, которые готовы жить в рабстве страстям. Очень часто и легко они признают свою греховность. Но такие люди соглашаются со своим состоянием. Они не думают о завтрашнем дне. И им можно помочь только молитвой – ведь они сами не хотят меняться.

— Есть ли какие-либо проверенные способы сбалансировать свободу и ответственность в повседневной жизни православного молодого человека?

— Ответственность предполагает взрослое отношение ко всем совершаемым человеком шагам. Ответственный человек предвидит их последствия. Его выбор для него самого, его семьи и страны делается совершенно свободно. Между прочим, подвиг движения к Богу всегда предполагает риск. Риск того, что человек не выдержит и оступится. Но наша вера заключается в уповании на Спасителя. Мы просим у Него помощи: чтобы Он не ввел нас во искушение и избавил от лукавого. В этом заключается суть наших молитв.

— Если почитать реплики верующей молодежи в социальных сетях, то может сложиться впечатление, что мы все верим во множество богов и у каждого Бог свой. И если наши представления о Всевышнем расходятся с реальностью, то наступает кризис веры. Посоветуйте, как нам следует познавать нашего Господа объективно?
— Для нас иконой Господа нашего Иисуса Христа является Евангелие. Православные христиане не фантазируют о Спасителе, а также на тему того, как он открыл Себя в этом мире. Нам не нужно испытывать нашу веру через какие-то предположения и мнения людей. Можно открыть самое короткое Евангелие от Марка для того, чтобы начать жить со Христом, — так, как это сделал митрополит Антоний Сурожский. Когда будущий епископ читал его, то он пережил чувство присутствия Христа, которое затем осталось с ним на всю жизнь. Конечно же, и молодежи нужно читать Писание. Не скажу, чтобы молодые люди совсем не хотели бы его читать. Наша молодежь просто-напросто забегалась. Но здесь можно привести хорошую мысль – если в течение дня ты не читал Библию, то ты действительно забегался, а так можно и себя потерять. Как база для объективного рассуждения о вере, Церковью составлен канон книг Священного Писания. Недаром в Великий Пост Четвероевангелие прочитывается целиком. В дни Страстной седмицы также читается Евангелие от Иоанна. Возникает естественный вопрос: как понять эту великую книгу? Это сделать очень сложно, если не читать святых отцов, которые жили по Евангелию. Правильно толковать Писание с нашим искаженным мышлением практически невозможно. Например, для того, чтобы понять идеи, заложенные в Евангелии апостолами, нужно изменить свой ум. Сам Сын Божий призывает нас (еще в самом начале Своей проповеди): покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). Покаяние – это как раз и есть изменение ума и самой нашей жизни. Действительно, пребывание в этом состоянии говорит о деятельной духовной жизни.

— Обычно молодежь устремлена прежде всего к карьере, обретению материальных благ. Как сделать так, чтобы эти ориентиры не затмили Христа Спасителя? Приходится ли Вам как пастырю противостоять рыночному восприятию наших отношений с Богом?

— Да, конечно, касается. Нередко приходится говорить о том, что не только деньги  являются ресурсом для жизни, не только они способны привести к успеху. Что такое успех? Он происходит от слова «успеть». А что ты успеваешь в жизни? Успеваешь приобрести средства, на которые ты покупаешь покой и комфорт? Понятие комфорта весьма растяжимое. У некоторых людей на достижение его может не хватить и всей их жизни. Человек, который погружается в зависимость от денег, становится большим рабом, чем он был без денег. Кто-то довольствуется небольшой суммой, а кто-то бегает за огромным количеством этих средств. Люди воспринимают мир через душевную призму. Поэтому на погоню за деньгами они тратят очень много интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. Жизнь проходит, а человек не может вырваться из бизнес-оборота, даже если у него есть такое желание. У него нет времени на то, чтобы побыть со своей семьей. Это еще неизвестно – обретет ли он дом, квартиру и машину. А если человек обретает их, то он понимает, что этого ему еще и мало: и дом должен быть другой, и машина должна быть другой. От этого он приходит к мысли о том, что и жена у него должна быть лучше, и дети должны вести себя по-другому. В завершение скажу, что только вера в Бога как неисчерпаемый ресурс может противостоять рыночному восприятию жизни. Также отмечу, что если человек является верующим, при этом имея определенное состояние, то он может быть богатым, не столько  материально, сколько духовно. А неверующий богач в жизни всегда остается нищим — поскольку он зависит от внешнего богатства и нуждается в нем. Такой человек всегда пытается заполнить пустоту в своей душе внешним стяжанием.

— Какие формы работы Церкви с молодежью Вам представляются наиболее удачными и плодотворными для ее духовного развития?

— Формы подобны языку нашего общения. Естественно, что они должны быть приемлемыми для молодежи. Также они должны быть понятными – как наш родной язык. Форма должна быть соединена с целью молодежной работы, с церковной традицией. Если она и не зарождается из среды церковного обихода, то, по крайней мере, она не должна ей противоречить. Даже песни и танцы должны вести молодого человека к чему-то. На основание танца, бала можно выстроить диалог с молодежью, который и будет для нас первичной целью. Разговор может быть на любую тему, так или иначе интересную молодежи. Но при этом мы избираем приемлемые для молодежи формы так, чтобы они вели к обретению смысла. Мы говорим с молодежью на одном языке. Мы ведем ее к обретению смысла во Христе. Отвечаем на запрос молодого поколения о том, как им следует вести себя по жизни без штампов. Но при всем при этом мы должны призвать ребят к тому, чтобы они не забывали, что над нами есть Бог. Если мы будем сообразовывать нашу жизнь с этим знанием, то мы сможем избежать многих ошибок. Теперь вернемся к нашей теме. Важно отметить то, что для многих представителей церковной молодежи нет необходимости, например, танцевать. Но язык танца приемлем для многих молодых людей, которые пока еще находятся за церковной оградой. Необходимо также учитывать возраст. Разумеется, что многие наши дети и подростки, в том числе и обучающиеся в воскресной школе, участвуют в танцах. Это нормальное для ребенка проявление творчества, которое требует от него некоторой организованности. Словом, мы берем удобные нам формы, которые молодежь легко подхватывает. Это могут быть евангельские кружки, киноклубы, еженедельные тематические встречи, дискуссии, слеты, летние лагеря.

— Какая Пасха в период воцерковления более всего запомнилась Вам?

— Первая Пасха запомнилась мне ощущением несуществующей в обыденной жизни радостью. Я никогда и нигде не переживал подобного состояния. Эта светлая радость подобна огоньку, который освещает не только душу, но и все отношения с людьми, все повседневные дела. От нее появляется уверенность в своих силах, раскрывается любовь к ближним и Богу. Я могу назвать синоним пасхальной радости — это окрыленность. Это состояние я впервые пережил на праздничной молитве в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Примером того, как можно пронести это праздничное чувство через весь год для нас служит преподобный Серафим Саровский, который встречал всех приходящих к нему во всякое время года пасхальным приветствием «Христос воскресе!» Прекрасно, что и мы можем приобщиться к этому чудесному духовному состоянию в святую пасхальную ночь, а также на Светлой седмице, можем принести его в наши души во всей полноте.

— Что бы Вам хотелось пожелать православной молодежи в эти светлые пасхальные дни?

— Если сказать кратко: обрести и сохранить пасхальную радость. Хочу пожелать вам найти в себе силы для того, чтобы любить наши семьи, наших друзей и всех наших ближних. Эта любовь и понимание того, что Христос ради всех нас распят и воскрес, приведут нас к тому, что мы начнем благодарить Господа за каждый прожитый день.

Беседовал редактор портала ПМД74 Кирилл Белоусов

Приложение: Автобиография протоиерея Ярослава Иванова

Приложение: Пасхальное интервью для прихожан храма преподобного Сергия Радонежского

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.