Покровская литературная встреча. Часть 1

Пресс-служба ПМД74

Творческий портрет Евгения Водолазкина

dam9ub7krqaНа праздник Покрова Божией Матери в челябинском “Библиоглобусе” в рамках фестиваля “Открытая книга” прошла творческая встреча с известными писателями — ректором Литературного института имени Горького Алексеем Варламовым и автором романов “Лавр” и “Авиатор” Евгением Водолазкиным.

Пресс-служба ПМД74 посетила это знаковое для нашего города мероприятие. Как и ожидалось, беседа с современными классиками православной литературы удалась на славу. Зал встречи “Библиоглобуса” был полон, гости непринужденно и с юмором общались с писателями, которые прибыли к нам со встречи со школьниками 31-ого лицея.

Первую часть нашего рассказа мы посвещаем Евгению Германовичу Водолазкину. Знакомство с ним (впрочем, как и с его коллегой Алексеем Варламовым) произвело на челябинцев приятное впечатление. Нам особенно понравилось, что Евгений Германович очень скромный человек. Он рад тому, что не имеет широкой узнаваемости. Водолазкин не готов иметь позицию по всем значимым для общества вопросам — а ведь журналисты часто побуждают к этому литераторов. Любопытно, что Евгений Германович просит не называть его православным писателем: он позиционирует себя как православный человек, который пишет.

Автор романа “Лавр” говорит о том, что он пришел к вере в возрасте 14-16 лет:

Евгений Водолазкин— В моей семье было много воцерковленных людей, но моих родителей духовные вопросы не волновали. Но они не препятствовали моему мировоззренческому выбору. Я задумался о духовных материях, повторив путь Адама: как и он, как и всякий человек, я соприкоснулся со смертью. Для меня это не было связано со страхом не жить. Мой поиск можно сравнить с состоянием одного из героев Федора Михайловича Достоевского: “Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан”. Я крестился и тайно посещал храм. Не то чтобы это было очень опасно, но в то время за это еще можно было вылететь из университета. Сегодня я не стесняюсь своей веры, но я не люблю показного Православия.

После этого Водолазкин рассказал о том, что его любимое детище роман “Лавр” появился благодаря его любви к Древней Руси. Евгений Германович захотел написать это произведение не в мэйнстриме массовой литературы. Поэтому у него получилось самобытное произведение в новосозданном жанре “роман-житие”. Успех не заставил себя долго ждать: “Лавр” получил премию “Большая книга-2013” за свою оригинальность, несмотря на то, что это авторский дебют в этом жанре.

Обратимся к самому произведению. Его герой посвящает свою жизнь молитве за свою умершую возлюбленную: он принимает постриг и совершает добрые дела во имя Господа для того, чтобы вымолить ее, умершую без покаяния. Лавр становится странствующим целителем.

bigРоман «Лавр» написан на современном русском и древнерусском языках. По утверждению филолога С. Друговейко-Должанской, которую книга восхитила, герой «Лавра» «на протяжении едва ли не одного буквально монолога» говорит то на «чистейшем древнерусском…, то на среднесоветском…, то на раннепостинтеллигентском».

По словам Водолазкина, его команда не рассчитывала на успех продаж романа. Но все удалось на славу, благодаря тому, что они считали читателей умнее и лучше себя. Евгений Германович говорит о том, что самая высокая награда для него — это отклик читателей:

— Моя задача поддержать в людях веру в себя. Но иногда я не оправдываю общественных ожиданий от православного писателя. Я, в конце концов, выпить могу иногда. И у меня не всегда есть ответ для тех, кто обращается ко мне за советом. Самый характерный пример: однажды меня попросили написать автограф с пожеланиями для больной IV-ой степенью рака, у которой был 11-летний ребенок. От себя я не мог сказать ей ничего. Слава Богу, что мне пришли на ум слова из покаянного канона святого Андрея Критского: Идеже Господь восхощет, побеждается естества чин. Всегда есть надежда на исцеление. В России есть замечательная традиция: слушать писателя. Поэтому у нас есть особая ответственность. Необходимо удерживать язык от зла, не говорить ничего предосудительного с точки зрения морали.

В ответ собравшиеся с благодарностью отметили, что книги Водолазкина становятся настольными — и это очень редкое явление. Недаром, “Лавр” вошел в литературный топ-5 по версии православного журнала “Фома”. Также интересно, что известный бизнес-тренер Радислав Гандапас считает, что в “Лавре” заключена лидерская стратегия. Евгений Германович также был приятно удивлен откликом бизнес-элиты на свое произведение:

— Эти люди видят жизнь с циничной стороны, созерцание неприглядности этого толкает их в сторону света. Поэтому я повторяю вслед за Лесковым: “Никто не знает, кто в каком расчислении у Господа”. Словом, нельзя судить читателей по роду занятий, положению и званию. Чувствуют-то все одинаково. Поэтому я изжил свой снобизм, встретив читателей до которых мне расти и расти.

Затем читатели обсудили с ним состояние современной литературы. Евгений Германович отметил, что в любом чтении обязательно должна быть польза. Поэтому он не видит большой пользы в книгах, которые читают все. По его мнению, их успех основан исключительно на технологии:

— Тот же “Гарри Поттер” Джоан Роулинг — это еще хорошая вещь. Но за ним идут книги Дэна Брауна, “Пятьдесят оттенков серого” Эрики Джеймс. И это победа тоталитарного. Меня настораживает привычка восхищаться чем-либо хором. Тем более, меня напрягает конвейерное производство бестселлеров.

Водолазкин сказал, что в своем творчестве он ориентируется на гоголевские примеры: “Гоголь для меня — это мастер, который умеет выражать невыразимое, говорить о неизреченном”. Евгений Германович подытожил нашу встречу картинами из “Старосветских помещиков” классика. В этом произведении пара помещиков-гедонистов выводит смерть за скобки. Все их разговоры крутятся вокруг гастрономических удовольствий. Они живут бесцельной обывательской жизнью. Но в конце повествования мы понимаем то, как они любили друг друга. Жизнь Афанасия Ивановича становится невыносимой без его супруги Пульхерии Ивановны, которая оставляет земной мир раньше него. И эта любовь оправдывает и исцеляет его, когда его призывает к себе Господь через несколько невыносимых лет после ее кончины. В создании подобного гротескного, но при этом наполненного библейскими смыслами сюжета проявляется талант, дарованный Николаю Васильевичу от Бога.

После этой яркой точки, разговора о любви и памяти смертной челябинцы смогли пообщаться с Евгением Германовичем лицом к лицу, попросить написать им пожелания, подписать любимые книги и пожать руку ему на прощание, пожелав творческих успехов.

Читайте наш рассказ о встрече с лауреатом 11 литературных премий Алексеем Варламовым в нашем следующем материале.

Надеемся, что творческий портрет доброго друга Евгения Водолазкина будет столь же интересным для вас.

 

 

 

Пресс-служба ПМД74

 

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.