Беседа о православной молодежной жизни Волгограда

Пресс-служба ПМД74

Портал ПМД74 продолжает развивать рубрику “Молодежь в регионах России”. В этом выпуске мы хотели бы рассказать Вам о деятельности Отдела молодежного служения Волгоградской епархии, который функционирует с 2001 года по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Руководителем отдела является священник Вячеслав Патрин. На наши вопросы о работе молодежных организаций региона согласилась ответить методист-секретарь Отдела молодежного служения Мария Карчагина.
7ZDkCjs2l3Q

Дата рождения: 05.01.1980. Сведения об образовании: высшее психологическое (ВГСПУ), с 2015 года прохожу учебу в библейском колледже “Наследие”. О вере: осознанный приход к вере произошел в 21 год, в этом же возрасте я приняла таинство Крещения. С 2012 года работаю в молодежном отделе. Семейное положение: замужем, двое детей.

Хобби и интересы в области культуры: фотография, традиционные ремесла, классическая музыка,

аутентичное народное пение. Не оставляю надежды полноценно заняться психологической практикой.

— Христос воскресе! В первую очередь нам хотелось бы узнать о наиболее активных молодежных объединениях Волгоградской епархии, а также о структуре православного молодежного движения региона.

— Воистину воскресе! Для начала хотелось бы сказать о своем видении молодежной работы в целом. Из моих наблюдений и практического изучения жизни приходских  молодежных движений могу сказать, что у каждого из них есть свой жизненный цикл. Это связано, в первую очередь, с возрастной спецификой. К тому же, несовпадение целей деятельности молодежного движения с мотивацией его участников делает жизнь движения довольно скоротечной. Зачастую, там, где возникают подобные движения, подспудно возникает желание сделать эту площадку местом для знакомств. Хочу сказать, в этом нет ничего плохого, но повторюсь, это ненадолго. Когда же участники движения способны понять единую цель деятельности — например, найти образ своего служения в Церкви, тогда, соотвественно, можно рассчитывать на длительное существование этого движения. По Волгограду у нас картина своеобразная. Несмотря на статус города-миллионника, храмы не полнятся молодежью. Есть очаги активности молодежи в разных храмах, но квалифицировать их в качестве движений едва ли возможно. Думаю, что это связано с общей инертностью горожан, а также с тем, что все молодежные инициативы идут снизу. Мало священников, которые могли бы и хотели бы заниматься молодежью на приходе. Молодежь для них — это terra incognita. Любопытный факт: самые известные в городе приходские движения молодежи оформились при храме преподобного Сергия Радонежского и храме пророка Иоанна Предтечи; они инициированы студенческой молодежью, приехавшей на учебу из других городов. Также важно отметить двухлетнюю работу Студии культурного ориентирования при Казанском  соборе.  При нескольких храмах в разное время создавались молодежные группы, но в силу аморфности целей и отсутствия какого бы то ни было примера  растворялись во времени и пространстве. Для работы движений нашей епархии характерны традиционные формы: дискуссионные клубы, добровольческая деятельность, паломнические поездки.

— У Вас масса мероприятий. Хотелось бы узнать вкратце о направлениях Вашей деятельности (тематические встречи, праздники, деятельность творческих мастерских).

— Мероприятия отдела можно условно разделить на несколько направлений. Интеллектуально-культурологическое направление представлено несколькими проектами: диалоговый клуб “Сфера”, литературный клуб “HOMO LEGENS”, студия культурного  ориентирования при Свято-Казанском соборе, а также сезонные интеллектуальные игры. Эти проекты решают  проблему просвещения православной молодежи через осмысление культурного наследия. Так, например, сквозной темой литературного клуба стали религиозные мотивы в поэзии разных классиков, начиная от Гумилева и заканчивая Тарковским. Богословский анализ и осмысление современных культурных произведений происходит на студии культурного ориентирования. Эта работа расширяет представление о современной культуре, лишая ее шаблонного статуса абсолютно безбожной. Среди спортивно-туристических проектов отдела, помимо типичных, можно выделить паломнические байдарочные  походы “Скиталец” (по скитам и обителям области), и велосипедные экскурсии по храмам города. Сейчас приобретает свои очертания еще одно направление — исторической реконструкции, которое планируется реализовать на традиционной летней школе. Между прочим, впервые в этом году у нас прошел Сретенский бал. Также значимым для епархии, стимулирующим активность православной молодежи, является проект “Школа молодежного служения”, проводящийся дважды в год — летом и зимой. Он объединяет молодежь большинства приходов не только нашей епархии, но и нескольких соседних епархий.

— Одним из наиболее частотных мероприятий является православный диалоговый клуб. В чем состоят особенности его проведения? 

— “ Быть — значит, общаться диалогически” — говорит философ Михаил Бахтин. На основе этой концепции, по инициативе молодежного движения “Радонежцы”  и молодежного отдела, возник диалоговый клуб “Сфера”. Он появился от внутренней потребности нашей молодежи, у которой назрела необходимость обсуждать различные значимые темы, связанные с христианской жизнью. Как показывает практика, их всегда достаточно. В качестве экспертов на встречах в клубе представлены священники, психологи и богословы. Подобающий теоретическо-практический анализ получает любая проблема, которая выносится на обсуждение. Мы выделяли такие интересные темы как “Христианство и агрессия”, “Монашество и брак”, “Любовь к себе в контексте заповедей Христа”. Могу поделиться любопытным наблюдением (как соведущий клуба “Сфера”): меньше всего ориентированы на диалог священники. Ведь их позиции связаны с определенными крайностями (с точки зрения невоцерковленного человека), поэтому они с трудом могут воспринимать другое мнение. Часто полемика и диспут для них связаны с подрывом авторитета. Поэтому иногда мы просто-напросто собираемся для того, чтобы побеседовать с батюшками. Можно сказать, что бывают и тупиковые ситуации: ведь  не на всякую проблему и вопрос можно дать универсальный ответ. Участники клуба учатся не только высказываться, но также стремятся получить навык активного слушания, который помогает понять другого, саму суть его позиции. Сейчас мы расширили работу клуба засчет встреч с широким кругом интересных для нас людей.

— На наш взгляд, в молодежном движении Волгоградской епархии есть уникальный клуб — это студия культурного ориентирования, которую проводят священник Владимир Аврамов и доктор философских наук Дмитрий Ромуальдович Яворский. Что заявлено в ее программе?

— Да, действительно проект уникален, мне кажется, не только для самого Волгограда. Он как бы аккумулирует в себе несколько форм работы с культурным текстом: это одновременно и киноклуб, и литературный клуб, и совместный анализ музыкальных текстов. Вместе с тем, как говорят организаторы, целью работы клуба является формирование у учащихся умения критического осмысления произведений искусства (как классического, так и современного) и навыков организации художественной деятельности молодежи в различных областях искусства на основе православного мировоззрения и эстетики.

— Пожалуйста, поделитесь опытом проведения молодежных интеллектуальных игр. 

— Интеллектуальные игры — это давнее начинание Волгоградского молодежного движения. Игры проходят сезонно. Тематика игр у нас историко-богословская. Сезонной игре всегда предшествует этап подготовки. При их проведении мы активно пользуемся возможностями соцсетей. Так, ответственный за молодежную работу в Северном благочинии священник Григорий Мусохранов по своей личной инициативе занимается контентом группы и составлением вопросов к игре. Группа содержит все полезные материалы, связанные с предстоящей игрой. Целевой аудиторией игр является православная молодежь из вовлеченных в интеллектуальные игры благочиний. Но, к слову, в последней игре к нам присоединилась группа молодежи из общегородского движения интеллектуальных игр.

— Какие отношения установлены у молодежного отдела епархии с Царицынским православным университетом преподобного Сергия Радонежского?

— Наша работа не выделяет в особую категорию студентов ЦПУ, они также имеют возможность принимать участие  в текущих проектах отдела. Часто ЦПУ — площадка для реализации многих наших проектов. С другой стороны, деятельность отдела для студентов ЦПУ может выступать стимулом к самостоятельной активности. Наша работа является для них опытом, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Многие студенты планируют принять священство, поэтому тема работы с молодежью для них весьма актуальна.

— Как обстоят дела с реализацией инициативы православного лектория для молодых учащихся?

— Разработкой этого проекта мы занимаемся в сотрудничестве с Волгоградским институтом бизнеса. Трудности, которые возникли с организацией работы просветительского лектория, прежде всего связаны с невозможностью работать по старым методам в среде современной невоцерковленной молодежи, подчас очень агрессивно настроенной по отношению к Церкви. Поиск методов и форм диалога — это стадия развития , на которой находится наш совместный проект.

— Участвуют ли представители вашей молодежки в строительстве и благоустройстве городских храмов и Свято-Духова монастыря?

— Частным образом. Но мне вспомнился случай, когда молодежь активно откликнулась на несчастье, случившееся с одним из храмов города. Два года назад дотла сгорел Крестовоздвиженский храм. Молодежь разных храмов — и юноши, и девушки — помогали  при разборе сгоревших бревен. Кстати, в прошлом году по инициативе молодежного отдела были организованы “труднические” поездки в Дубовский Свято-Вознесенский монастырь. Надеюсь, что в этом году это дело будет продолжено.

— Насколько воцерковленная молодежь интегрирована в епархиальную социальную работу?

—  В нашей епархии есть и довольно устойчивое движение волонтеров “Лепта”. На мой взгляд, степень воцерковленности мало влияет на желание заниматься социально-полезной деятельностью, это скорее связано с личностной зрелостью. Среди добровольцев движения “Лепта” можно встретить даже некрещеных ребят. Далеко не каждый воцерковленный человек (даже в высшей степени) способен заниматься этим. К слову, движение «Лепта» под своим крылом собрало добровольцев из православной и католической конфессий.  Не знаю, что послужило основой подобной совместной работы. Скорее всего, что это двусторонняя попытка найти что-то общее, не задевающее основополагающих принципов вероучения. Добро ( а именно — его активное проявление) стало предметом диалога. Во время исполнения этих добрых дел нам не до богословских споров. Богословская дискуссия — это удел других. Вместе мы помогаем организовать досуг пациентов областного  хосписа и интерната. 

— Расскажите об одном из самых популярных мероприятий православного Волгограда — о Покровских молодежных гуляниях.

— Волгоградская область — мультикультурное пространство. Казачество, выступающее организатором этих гуляний, представляет собой немалую долю жителей Волгоградской земли. Так, на основе религиозно-ориентированного диалога  мы выстроили дружеские отношения с этнокультурным казачьим центром “ Наследие”. Благодаря этому, мы несколько лет подряд проводим “Покровские молодежные гуляния”. Здесь молодежь знакомится с  культурой и бытом казаков, а также особенностями их этнических обычаев.  Программа гуляний включала : смотр казачьих ансамблей, работу интерактивных площадок по рубке шашкой и стрельбе из лука, а также хороводы и национальные казачьи угощения.В прошлом году особенностью празднования стало подключение молодежи и казаков к общероссийской благотворительной акции “Евангелие в каждый дом”.

При участии Волгоградского института молодежной политики и Комитета по делам молодежи Волгоградской области регулярно проводится епархиальная школа молодежного актива. В каком формате она проходит? Каковы ее цели и задачи?

— Сейчас школа  молодежного служения по своему профилю стала исключительно местом взаимодействия специалистов в области церковной работы. Особенностью школы является практико-ориентированный подход. На студиях практически осваиваются разные формы и методы работы с молодежью. Цель школы — стимуляция творческой и социальной активности  православной молодежи. По отзывам участников, школа помогает также обрести смысл своего служения в церкви. К слову, летом пройдет IV-ая летняя школа православной молодежи (на станции Пятиизбянка).

— Волгоградская епархия является участником программы молодежных Дней единых действий. Какие из проведенных в их рамках мероприятий Вам более всего запомнились?

— Среди мероприятий Дня единых действий выделяется пасхальный крестный ход на Мамаев курган. Он уже стал традиционным для волгоградской христианской молодежи. Ежегодно 9 мая все волгоградцы, а также гости города поднимаются на главную высоту города и  страны. Для православных людей это шествие не просто дань исторической памяти, это молитвенная память о положивших душу за мир на земле. Крестный ход — это приношение христианского мира тем, кто совершил этот подвиг. В храме Всех святых, который находится на Мамаевом Кургане, митрополит Герман совершает панихиду по всем усопшим на этой страшной войне.

— Какие перспективы сотрудничества с Челябинской митрополией и ее молодежными организациями Вы можете определить на данный момент?

Думаю, перспективы пока только приобретают свои очертания. У вас, равно как у нас, есть интересные проекты и движения. Можно прогнозировать самый оптимальный вид сотрудничества — в информационном пространстве.


Беседовал Кирилл Белоусов

Комментарии посетителей

  • Аватар
    Анатолий
    21.05.2016

    Интересное интервью. Спасибо Кирилл!. С удивлением узнал, что в Волгограде в волонтерском движении участвуют и православные и католики. Отметил для себя название молодежного объединения «студия культурного ориентирования», по аналогии со спортивным 🙂 и экзотический вид паломничества на байдарках.

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.