Евангельские встречи как основа для построения церковной жизни

Кирилл Белоусов

Формат евангельских встреч для меня стал сердцем нашего неформального студенческого объединения. Именно здесь я впервые по настоящему начал вникать в Писание, не просто изучая событийную канву, а вдумываясь и пытаясь применить события книги Благовестия к своей жизни.

Поделюсь с вами произошедшими во многом именно благодаря библейскому клубу “Призмы” открытиям:

Самым первым и важным лично для меня стало то, что одну и ту же строчку можно понять весьма по разному, а то и просто проигнорировать, не вникнув в её смысл и важность.

Так что даже в среде равных по образованию и воспитанию можно весьма по разному понимать казалось бы весьма маленький отрывок из десяти-пятнадцати стихов. У нас же ситуация сложилась еще интереснее. Среди участников обсуждения всегда были люди с очень разным багажом знаний и весьма отличным уровнем погружения в Евангелие. И это хоть и доставляло определённые трудности, но делало очень многие вопросы и утверждения участников весьма неожиданными и на первый взгляд неуместными. Но именно широта взглядов других людей позволяет самому увидеть нечто новое и совсем не очевидное. Только заплутать таким образом, уйти в дебри собственных домыслов и лишить текст его изначальной сути очень легко. Только святоотеческие толкования спасали ситуацию. Наличие верного указателя, ориентира и ограничителя является необходимым условием единения как нашего клуба, так и всей Церкви.

Вторым открытием стала глубина внешне весьма незамысловатых и маленьких отрывков. Первые Евангельские главы, несмотря на свою краткость, содержат в себе множество смыслов, человеческих судеб и весьма принципиальных моментов для христианина. И их зачастую не так то просто понять в нашем постхристианском мире. Ведь почти вся культура весьма глубоко пропиталась смыслами и сюжетами Библии. Потому многие моменты — такие как  Боговоплощение и бескорыстная любовь Бога кажутся очевидными и нормальными, не вызывающими удивления и радости. А ведь это все великое чудо и повод для этой самой радости.

Но в нашем обществе, увы, зачастую норма — это когда люди глубоко погружаются в произведения европейского, российского дореволюционного и советского искусства самых разных жанров, которые  глубоко наполнены и вдохновлены Библией, и в частности Евангелием, при этом не прочитав эти книги или не желая вникать в них. Лично я, открывший для себя Новый завет только в двадцать лет практически после каждой встречи вспоминал и совсем по другому понимал  минимум одно ранее знакомое произведение. Из книг — это “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова, многие любимые мною сказки и повести Астрид Линдгрен, рассказы Чехова, романы Федора Достоевского, отдельные размышления Льва Толстого из его собрания “Круг чтения” (несмотря на его заблуждения), русские народные и казачьи песни, а также весьма многочисленные произведения фэнтези и фантастики. В общем я нашёл “ключ” от многих замков, которые раньше просто не замечал или не понимал.

Третьим (на этот раз не радостным) открытием для меня стало отсутствие культуры работы с текстами, умения вникать, обдумывать и делать выводы. Но таковы особенности современного мира, ничего не поделать. Информации действительно много, но её глубокого понимания не хватает. Да и напряженный темп жизни, тем более молодёжной, часто не оставляет места глубоким размышлениям и погружению в весьма размеренную молитвенно-созерцательную жизнь. А прочитанное в спешке или поздно вечером Евангелие совсем не так глубоко переживается. Поэтому тщательная подготовка к беседе,  даже в течение двух-трех часов с прочтением текста и толкований на него, размышлений о нем, пусть зачастую на ходу или в транспорте, оказалась для меня действительно важной практикой.

Так что я весьма благодарен всем, кто организовал и вдохновил это регулярное мероприятие. В первую очередь отцу Ярославу, без которого не было бы вообще ничего, отцу Евгению Лучинину, уделявшему время нашей весьма немногочисленной и малообразованной группе, координатору Кириллу Белоусову, напоминавшему каждый раз о необходимости тщательной подготовки, Марии Зиновьевой, с ее глубоким знанием и пониманием текста, не раз легко отвечавшей на каверзные вопросы, а также другим участникам и слушателем наших обсуждений. Всем вам огромное спасибо, ведь именно людьми и для людей создается любое объединение.

А теперь я перейду к выводам на основе полученного опыта.

  1. Синопсис — это не самая удачная последовательность отрывков  для постоянно меняющейся группы. У нее есть безусловные плюсы, а именно возможность глубоко погрузиться в евангельские события, постоянное возвращение к пройденному с новой глубиной понимания, линейная хронологическая связь между отрывками. Но они не всегда  работают, и что весьма напрягало именно меня, так это необходимость объяснять уже изученное на прошлой или позапрошлой встрече новичкам.
  2. Количество участников не столь важно, и даже втроем можно весьма многое обсудить. При этом когда приходит даже восемь-десять человек работать намного сложнее, хоть и увлекательнее.
  3. Различный уровень погружения и знания Евангелия среди участников — это самое серьезное препятствие для этого формата. Даже терминология зачастую разная, да и неинтересно бывает вместе тем, кто либо ничего не знает, либо уже все сам давно изучил.
  4. Для меня главным сокровищем встреч стало не только и не столько Евангелие, сколько святоотеческие толкования на него. Да, язык зачастую сложен, многие аналогии устарели, и на слух воспринимать текст непривычно, но глубина понимания и количество смыслов, открываемые святителем Иоанном Златоустом, блаженным Иеронимом Стридонским и другими поражают. Отрывок по объему всего ничего, а сколько в нем уроков для каждого христианина! Исторические объяснения Александра Лопухина также способствуют большему пониманию смыслов. Как никак две тысячи лет прошло: многое изменилось.

Я надеюсь, что евангельские беседы для всех участвующих в них это только начало погружения в события  первого века, годы Боговоплощения. Желаю всем построить на их правильном  понимании церковную и добродетельную жизнь в нашем безбожном и суетливом XXI веке.

Григорий Топчиенко, помощник координатора ПСК “Призма”

Фото Тамары Кондаковой

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.