В гостях у челябинского барда Рафаэля Валитова

Пресс-служба ПМД74


КАК РОЖДАЮТСЯ ГАРМОНИИ ДОБРА

 

Рафаэль Валитов

Сегодня мы хотим рассказать вам о челябинском барде Рафаэле Валитове.

Рафаэль Маратович — автор-исполнитель, лауреат Ильменского фестиваля, лауреат фестиваля “Арт-старт” и премии “Золотая лира 2013”. Также он известен, как идейный вдохновитель и организатор областного молодежного фестиваля авторской песни “Поющие Дворы”. Ныне Рафаэль Валитов работает в Детско-юношеском центре Ленинского района, руководит клубом “Аккорд” и клубом авторской песни Челябинского государственного университета.

Рафаэль Маратович начал нашу беседу с того, что пригласил творческую молодежь (в возрасте до 25 лет) на фестиваль «Поющие дворы».

— К нам на фестиваль приезжают любители бардовской песни, обычные мальчишки и девчонки. Кто-то увлекается песнями под гитару в творческих объединениях, кого-то приводят родители. Фестиваль областной: помимо местных жителей традиционно участвуют гости из Чебаркуля, Миасса, Златоуста и других городов Челябинской области. Мы всегда рады новым авторам и исполнителям, и можем дать полезные советы каждому из них, — утверждает наш собеседник. — Фестивалей для юных бардов не так много. Но именно подготовка к выступлению на фестивале оттачивает мастерство, снимает внутренний зажим и самое главное помогает участникам разобраться в себе. Бардовская песня — это прежде всего стихи, а стихи — это мысли, поиск, мнение и сомнение… Мы очень ждем ребят, которые уже в юном возрасте задумываются о своем месте в жизни. Кстати сказать, перед нашей беседой вы говорили мне, что в движении ПМД74 есть молодежь, которая хочет создать свой собственный вокально-инструментальный ансамбль. Могу пригласить на наш фестиваль и этих ребят, если они исполняют свои песни.

Вы проложили свой путь в мир бардовской песни еще в 90-ые годы. Скажите, пожалуйста, какие музыканты служили для Вас творческими ориентирами?

Рафаэль Валитов— Начну с того, что любое творчество не возникает из ниоткуда. Интерес к нему возникает через чтение книг, прослушивание музыки и песен. Мой интерес к бардовской культуре начался с творчества Владимира Высоцкого. Его стихи всегда казались мне великолепными: они написаны в высшей степени грамотно и технично. У него яркие и точные образы. Также незабываема внутренняя энергия его стихов — то, как он их подавал. Каждую песню Высокий проживал как последнюю актерскую роль. Даже в процессе написания песен он перевоплощался в неких лирических героев. И все это мне понятно и близко — я тоже изучал такую специальность как режиссура в Челябинском институте культуры. И я думаю, что любая песня должна идти изнутри, ее всегда нужно проживать. Могу посоветовать начинающим слушать как можно больше авторских песен, искать в них того, что им близко.

— Что еще Вы можете сказать о вкладе Высоцкого (которого, к слову, любят более 70% россиян) в становление бардовской культуры? Имена каких исполнителей авторской песни стали для Вас значимыми в более поздний период Вашего творчества? 

— Я думаю, что многие современные барды благодарны Высоцкому за то, на какую высоту он смог поднять жанр авторской песни. Все то, о чем пел Высоцкий актуально до сих пор (особенно это видно на примере таких текстов как “Я не люблю”) — его вызов подлости, обману и трусости через выдержанный рассказ о жизни, окружающей его. Мне очень нравится то, что Владимир Семенович никого не поливал грязью. Мир бардовской песни крайне разнообразен… Необходимо отметить, что композиции в этом жанре могут быть какими угодно: и философскими, и лирическими, и детскими. После Высоцкого я стал открывать для себя Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Татьяну и Сергея Никитиных… С самого начала моего творческого пути в Челябинске зажглись звезды — Олег Митяев, Петр Старцев, Юрий Гарин и Шакир Чаптыков, трио «Мультики».

— Ваш семейный дуэт регулярно участвует в Ильменском фестивале. Как он развивается? Сохраняется ли до сих пор атмосфера первых Ильменок?

— Я могу сказать только то,что я видел изнутри. Ильменский фестиваль — это место, где ты встречаешь друзей. Там бывает так, что ты встречаешь тех друзей и знакомых,которых ты видишь только раз в год. Многие из исполнителей и слушателей живут где-то далеко в других краях и городах. Прекрасно, когда можно обменяться песнями с друзьями — и вот это для меня и есть самая важная составляющая Ильменского фестиваля. Ну и, конечно же, нужно рассказать про концерты. На них всегда множество интересных исполнителей и авторов. Мы с супругой активно принимаем участие в работе площадки “Наша смена”. Именно на ней мы встречаемся с Олегом Митяевым и его командой из проекта «Светлое прошлое». Я считаю, что они занимаются благородным делом воспитания наших детей… Словом, вся Ильменка для нас — это праздник, длящийся каждый фестивальный день с утра до вечера. Также всегда радостно видеть целые семьи, участвующие в местных конкурсах. Атмосфера на всех сценах фестиваля до сих пор сохранила свой неформальный характер. Даже в холодные ночи люди не расходятся, согреваясь теплом общения. До сих пор помню первый фестиваль, ставший для меня открытием. Если раньше я писал песни, и мне казалось, что я такой один, то там я открыл для себя целое творческое созвездие единомышленников.

— А в чем состоит специфика фестиваля «Поющие дворы»? Что за мастер-классы проходят в его рамках?

Логотип фестиваля "Поющие дворы"Так сложилось, что значительную часть своей жизни я работаю с детьми. Учу их понимать музыку, петь, играть на гитаре…. В какой-то момент мы поняли то, что крупные бардовские фестивали проходят в нашем регионе, а детского фестиваля у нас нет. В 1999 году у меня и у Нелли Бубенковой, директора автономной некоммерческой организации » Центр детских и молодежных социальных инициатив», возникла идея запустить новый проект. Нас поддержала Ирина Андреева — директор Культурно-досугового центра ОАО ЧКПЗ. С тех пор мы проводим фестиваль для детей и подростков каждый год. Именно тогда на «Поющих дворах» оформились наши мастер-классы. На них мы приглашаем только тех мастеров, которые интересны нам самим. Прежде всего, на мастер-классах мы учим ребят выходить на новый уровень развития их творчества. Для этого проходят мастер-классы по актерскому мастерству, по написанию песен, по развитию поэтического таланта. Все они замкнуты в рамки бардовской музыкальной культуры. Вообще фестиваль предполагает групповое творчество, когда в дружеском кругу мы подсказываем ребятам варианты обработки их композиций. Наши мастер-классы очень доброжелательные и светлые. Мне кажется, что даже критику наши ученики принимают с радостью.

— Подскажите, как молодой автор может научиться писать для детей? 

— Когда ты пишешь, нужно стать ребенком. Я работаю с детьми — и атмосфера детства вокруг меня постоянно. Часто возникает желание придумать что-нибудь для детей; или тексты песенок рождаются спонтанно — раз и написалось. Бывает от начала и до конца пишется, бывает не сразу до конца. Не могу это объяснить. Это тот самый творческий процесс,который невозможно описать словами. Иногда беру не свои стихи для песен, но они должны быть такими… Ну словно я их сам написал. Также для меня важно увлечь детей бардовской песней. Помимо ярких образов и запоминающейся мелодии, важно чтобы песня была понятной для ребенка.

Рафаэль Валитов с учениками

— Как, на Ваш взгляд, меняет человека живая музыка, как происходит раскрытие таланта через этот вид искусства?

— Наши подопечные развиваются: гармония в музыке порождает гармонию в детских душах. Музыка так устроена, что эти нотки не просто существуют, эти интервалы не просто так придуманы. Музыка резонирует с телом человека, его внутренним миром, его душой и эмоциями. А когда с музыкой соединяется красота слова, то это еще интереснее. Хочу сказать, что в наше время живое исполнение имеет особенную ценность. Вы ведь не станете отрицать, что есть некоторая разница между тем, когда мы слушаем обработанный сигнал и когда мы слушаем настоящий живой звук. К этому нужно тоже прийти — чтобы начать понимать разницу между телевизионной передачей и записью и между живым оркестром или группой. Я ни в коем случае не умаляю труда звукорежиссеров, они тоже молодцы, но живой звук лучше воспринимается организмом человека. Поэтому веб-технологии никогда не затмят фестивалей — для людей подобные встречи — это самый настоящий праздник, который рождается здесь и сейчас. Люди, прошедшие через занятия творчеством, становятся другими. Их жизнь становится гармоничнее и добрее.

Кирилл Белоусов, Надежда Тютикова

Фото Надежды Тютиковой

P.S. Прилагаем к нашей беседе подборку песен Марии и Рафаэля Валитовых, а также фотоальбом с одного из последних занятий Рафаэля Валитова с его учениками.

 

 

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.