«Вначале комично, потом серьезно»: Просмотр и обсуждение фильма «Монах и бес» в «Наследии»

Татьяна Теточко

28 октября в центре «Наследие» прошла очередная молодежная встреча. В этот раз смотрели фильм «Монах и бес», пили чай и обсуждали увиденное.

Столы расставлены полукругом. Из окон светит предвечернее солнце, и, чтобы не отсвечивало, закрываем окна задвижками. Вставляем флэшку в телевизор.

– Может подождем еще минут пятнадцать? Вдруг, кто опоздает.

– Давайте.

Пока раздаем бумагу, ручки, на случай, если появятся мысли. Общаемся. Проходит десять минут.

– Кто хочет чай, предлагаю налить сейчас и взять себе сладостей, чтобы не ходить во время фильма, – говорит Рома, организатор встречи.

Еще несколько человек заходят в кабинет, рассаживаются. Включаем. Фильм идет почти два часа. Во время просмотра кто-то смеется, кто-то сидит  с серьезным лицом, а были и те, кто сначала смеялся, а потом задумчиво размышлял. В середине — антракт. Встаем. Завариваем чай, берем сладости. Усаживаемся по местам и продолжаем просмотр. Финальная сцена. Титры. Жмем красную кнопку пульта, включаем свет. Немного сидим, осмысливаем. Затем начинаем обсуждение:

– Мы многое не замечаем в своей жизни. Живем как-то невнимательно. Трезво не смотрим на свои поступки. Живем как-то и живем. А потом, как приходим к Богу, сначала один грех в себе видим, потом второй, третий. Потом начинает всё это раскрываться, и становится с одной стороны страшно, сколько же всего во мне сидело, а я никогда не задумывалась. Начинаешь смотреть на себя трезвее, начинаешь пытаться контролировать. И чем больше копаешь, тем страшнее становится.

Мне кажется, этому монаху был дан этот бес. Вещь страшная на самом деле. Это попытки в комедии показать, а на самом деле очень страшно. Значит он был уже на таком уровне духовного развития, что он смог это перенести, и Бог это в добро вывел.

– Поначалу мне фильм не очень… он такой с комедийной стороны. Не очень понравился игумен, потому что казалось, что неправильно себя вел. Пытался привязывать Ивана, отправить куда-то. Но именно как кино, понравилась игра главного актера. В целом, сама идея, когда бес на хорошую сторону перешел путем жертвы главного героя. Вторая часть понравилась больше.

– Фильм воспринимается как две части. Первая такая смешная, свободная. Вторая уже более серьезная. Там уже больше начинаешь задумываться. Очень понравились, как в письмах баламута, у Клайва Стейплза Льюиса, когда именно бес говорит, что ему плохо, а что ему хорошо. И ты уже начинаешь за собой замечать свои поступки. Уже понимаешь, вот здесь ты делаешь бесу хорошо, а здесь плохо. Здесь очень показательные примеры.

– У меня пошел анализ, а кто такие бесы вообще? Так если углубиться, это, по сути, падший ангел. И когда он начал спрашивать о прощении, есть ли прощение бесу? Вообще это реально или нереально, может ли он раскаяться? Что ему для этого нужно сделать? Было же в них заложено это доброе зерно. Они же потом пали. И мы так же. Нас создавали по образу и подобию Божьему. Есть ли у них назад путь? Понятно, что для человека есть обратная дорога, он может покаяться. И многие люди об этом забывают и к Богу не приходят. А когда об этом помнишь, надежда как-то теплится. И чем дальше уходишь в православие, тем пышнее свою греховную составляющую видишь. Но вот эта вот надежда, что Господь, Он милосердный, Он прощает тебя за всё, что сделал или не сделал. И разбойник этот, что висел на кресте рядом со Христом и сказал: «Господи, помилуй мя, грешнаго», и вошел в Рай первый, это дает надежду, что не все так плохо и не всё потеряно. А для бесов как? Непонятно.

Когда я начинала смотреть фильм дома, я посмотрела несколько минут, и так грустно стало со всем происходящим с игуменом, и я выключила. А вот концовка меня обрадовала. И много-много фраз, которые зацепляют. Есть о чем подумать. Обратная сторона, это комедийность. Некое искажение. Многие же не знают, как устроена церковь и они могут принять это за чистую монету. Будут думать, что все монахи и игумены такие. С другой стороны, вроде бы игумен строгий и Ивана этого гнобит, но принимает в свой монастырь всех. И каждому дает шанс на искупление. Это тоже дорогого стоит.

– То, как поставлен фильм, он дает возможность просмотра любому человеку. Если бы он позиционировался как православный, его бы только православные и смотрели.

– Бес в фильме не кажется таким уж и плохим.

– Но это и одна из сутей, что в реальном мире, он может быть привлекательным. Ведь вряд ли когда мы ленимся, то думаем: «Как это ужасно!». Наоборот: «Как хорошо, что мы это делаем. Потом как-нибудь исправим, а сейчас это хорошо».

– На мой взгляд, поставлен фильм классно! Бывают фильмы, когда люди снимают, и будто хотят приблизиться к православной сути, но знают о церкви только поверхностно. И получается совсем неправдоподобная картинка. А здесь, когда я начал смотреть, фильм показался близким к правде. И игра актеров очень натуральная. Мне кажется в монастырях как раз так и бывает. И все церковные шутки… даже мелочи, прям вот очень-очень. Вся съемочная группа хорошо поработала.

– Я читал, если брать догматически, то и бесы и ангелы уже выбрали свой путь, они уже не могут, только люди могут покаяться. Наверно, режиссер хотел скорее метафору показать.

– Эти гротескность и комичность в начале и драматизм второй части, причем четко было разделено, сначала смешно-смешно, потом шутки закончились и началась серьезная тема, это наверно, о нашей душе. Когда мы живем до Бога, нам кажется всё легко, комично, всё воспринимаем легко. Потом – БАХ! У каждого этот момент в жизни наступает, переход, когда ты начинаешь серьезней относиться ко всему, следить за собой, осознавать то, что раньше не осознавал. И то, что для других смешно, тебе кажется уже грустным на самом деле. Понимаем, к чему это ведет, как это отражается на близких.

– В начале фильма Иван ни с кем не смирялся. Потом даже бес сказал ему, что его беда в том, что любовь есть, а смирения нет. Получается, как только ты смиряешься, что в тебе есть бес, смиряешься, что ты грешник, только в этот момент ты можешь стать духовно цельным.

Когда обсуждение закончилось, мы навели порядок и попрощались до следующей встречи. 11 ноября вместе с отцом Ярославом будет обсуждение заповедей Божьих.

Семён Прокопенко

Фото Надежды Тютиковой

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.