В Челябинской области состоялся фестиваль колокольных звонов «Уфалейский благовест»

Кирилл Белоусов

23-24 сентября в Верхнем Уфалее состоялся фестиваль колокольных звонов, который собрал лучших мастеров Екатеринбургской и Челябинской митрополий. Проведение фестиваля на должном уровне стало возможным, благодаря опытной команде организаторов и трудам 39 волонтеров. Из года в год география мероприятия расширяется, а количество участников возрастает. К слову, этот фестиваль уже четвертый по счету.

В этот раз на мероприятие прибыли делегации из Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Полевского, Челябинска, Миасса, Кусы, Кыштыма, Нязепетровска и Копейска.

Помимо звонарей на «Уфалейский благовест» приехали гости из Коелги, а также челябинский творческий коллектив «Вечерки на приходе». В рамках фестиваля состоялись: зазвонное шествие (крестный ход), экскурсии по музею и по городу, творческие мастер-классы, детские конкурсы, театральный спектакль, концерты и обучение колокольным звонам.

Ознакомившись с программой «Уфалейского благовеста», мы пообщались со студенткой Южно-Уральского государственного института искусств Екатериной Ивановой:

Старший волонтер Екатерина Иванова— Я учусь по специальности организатора культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений. На фестивале «Уфалейский благовест» я являюсь старшим волонтером, то есть первым помощником организаторов фестиваля.Мы принимаем участие в фестивале на протяжении четырех лет. В первые два года мы помогали оргкомитету с получением обратной связи. В этом году задачи изменились: мы помогаем звонарям в организации уроков колокольного звона. Между прочим, волонтерский опыт является хорошим подспорьем при поступлении на подобные специальности.  К слову, наша команда также приняла участие в деятельности городских трудовых отрядов, заняв в их конкурсе первое место. На фестивале есть работа для всех — и для школьников, и для студентов. Отрадно, когда ребята преодолевают свою стеснительность, а общее и полезное для города дело мотивирует их отвлечься от компьютера. Кстати сказать, вскоре после включения в наши проекты многие из волонтеров попадают в местные телепередачи.

Наша редакция по достоинству оценила искусство уральских звонарей, а также в составе челябинской делегации посетила местный историко-краеведческий музей. Первый день фестиваля завершился спектаклем «Иван, сын богатырский» верхеуфайлеского муниципального театра «Вымысел». Нам очень понравилась история об Иване — потомственном богатыре, который отправляется на свой первый подвиг. По дороге он встречает свои страхи, но преодолевает их благодаря друзьям и собственной смекалке.Интересно, что это современный спектакль нашего земляка — режиссера Александра Черепанова. Постановка выполнена с элементами русского народного фольклора – здесь и одряхлевший Кощей Бессмертный, и Баба Яга с милыми заячьими ушами, и добрый Леший, и романтичная русалка Василина – все это встретится на пути нашему герою.

После спектакля мы познакомились с Еленой Янышевой, директором театра «Вымысел». Она отметила, что к формированию верхнеуфалейского муниципального театра «Вымысел» причастен заслуженный деятель искусств РСФСР Тенгиз Махарадзе, главный режиссер челябинского Театра юного зрителя (1967-1997 гг.). Он был предшественником Янышевой — художественным руководителем «Вымысла» в 2000-2005 годах. За сезон театр играет по два взрослых и детских спектакля. Поразительно, но их совокупная аудитория составляет 6-7 тысяч зрителей. Не менее интересно то, что в труппе у двенадцати постоянных актеров есть высшее театральное образование. «У нас молодой состав — 30-35 лет. Труппа построена на принципах взаимовыручки — она вся как одна большая семья. У нашего театра даже есть швейный цех, а также мастерская для изготовления декораций. Словом, у нас все по-домашнему» — откровенничает Янышева.

В заключение нам хотелось бы более подробно рассказать вам о прошедшем на следующий день круглом столе «Электронная музыка в Церкви. Электронный звонарь». Его участниками стали 14 мастеров, а также некоторые организаторы и гости — в общей сложности четыре десятка человек.

Участники фестиваля обозначили проблему: замену живой колокольной музыки специальной программой, в которую включены приблизительно 60 мелодий. На сегодняшний день услугами электронного звонаря пользуются более 300 приходских общин. Как известно подобную механическую систему и программное обеспечение можно приобрести за 250-400 тысяч рублей.

Круглый стол звонарей

Как правило, на колокольню, на которой есть подобная техника, живому звонарю путь заказан. Участники круглого стола подчеркнули то, что колокол — это музыкальная проповедь, которая соединяет человека с Богом. По их словам, электронный звонарь соответствует уставу, но его нельзя считать голосом Церкви. Но, к сожалению, против мастеров играет также и человеческий фактор: боязнь настоятеля за опоздания на колокольню, болезни звонарей, их уход с послушания и тому подобное. Тем не менее, электронный звонарь — это не панацея. Система часто ломается, а ее обслуживание стоит недешево.

Сейчас все может прийти к тому, что во многих регионах утихнет голос Церкви — исчезнут звонари. Так уже было однажды — после Октябрьской революции. Поэтому ни в коем случае нельзя утратить преемственность, ведь для большинства обывателей искусство колокольных звонов — это просто космос. Сам собой, звание церковнослужителя нужно заслужить — и долгий путь к его получению начинается с алтарного и клиросного (хорового) послушания.
Мастера подчеркивают: «Молодой звонарь должен понимать, что он делает». А для этого он должен быть погружен в богословие и литургическую жизнь Церкви, которые определяют устав колокольных звонов.

Следующий шаг — это, когда ты уже звонишь благовест и созываешь им людей на службу, сопровождая звон сосредоточенной молитвой. При этом ученик должен понимать, что его новые навыки — это дар Божий. Ни в коем случае не следует зарывать звонарский талант в землю. Ведь исполнение этого послушания в общине служит воцерковлению нашего народа. И только после осознания всего этого человек готов со всей ответственностью служить звонарем на своем приходе.

«Для распространения на канонической территории Русской Православной Церкви звонарского искусства мастера должны посещать воскресные школы с открытыми лекциями. Представление о духовной сути колокольных звонов должно также даваться в семинарии. Для того, чтобы все вышеозвученные шаги стали возможными, сообществу звонарей необходима координация — например, через профильную секцию на Областных Рождественских чтениях. По итогам ее работы звонари готовы обратиться к митрополиту Челябинскому и Миасскому Никодиму с предложениями по развитию звонарских школ на Южном Урале» — резюмировали участники дискуссии.

Звонарь Константин ЛютиковОдним из первых на круглом столе выступил представитель Полевской школы звонарей Константин Лютиков:
— Каждый звонарь призван обучать других искусству колокольных звонов. Усилия по данному направлению удобнее всего координировать через епархиальные управления. Предлагаю следующий алгоритм работы: настоятель выбирает послушника; запрашивает у епархии преподавателя; начинается обучение — но только после того, как будущий звонарь даст обет нести послушание на данном приходе. Готов помочь в профессиональной подготовке мастеров: могу приехать в храм и обучить звонарей за счет средств принимающей стороны.
Звонарь Богоявленского прихода города Миасса Алексей Потапенко:
— Против замены мастеров электронным звонарем выступают именитые звонари из Нижегородской и Ярославской школ. Мне также хотелось бы присоединиться к их позиции: я считаю, что необходимо отдавать приоритет живым звонам. К тому же, на Урале достаточно звонарских школ. Благодаря ним мастера в полной мере реализуют функции колокольных звонов: молитвенную, воспитательную, объединяющую и миссионерскую. А пресловутый электронный звонарь — это, как мне кажется, первый шаг к роботизации Церкви. Но основная проблема для наших мастеров — это недопонимание и недооценивание некоторыми священниками значения колокольного звона в Церкви. Большинство духовенства осознает, что звон в храме нужен, но мало кто вникает в то, как развесить колокола, как устроить место звонаря, кого благословить на звонарское дело. А эти вопросы без благословения священника пускаются на самотек и решаются с большим трудом — вмешиваются мирские люди, «благодетели», и устраивают все по-своему. Отсюда и «электронные звонари» вылезают, и другие проблемы. Поэтому хотелось бы донести до всех пастырей, что сейчас существует звонарское братство. Оно может помочь батюшке в решении данных проблем — причем бесплатно или за мизерную плату. Ведь его представители — это люди церковные, в отличие от основной массы меценатов. Сегодня изготовить тренажеры для обучения звонарей — это вообще не проблема… Их и готовые сейчас выпускают. А простейший тренажер — три гвоздика, вбитых в стену, с привязанными к ним веревочками — каждый сам себе изготовить может…))) Помощь наша нужна храмам, где нет звонарей, тут мы реально можем помочь — обучить специалиста, помочь развесить колокола и обустроить звонницу.

Затем Алексей презентовал собравшимся доклад о влиянии колокольных звонов на здоровье:

— С этой темой связано множество мифов — а одно из самых смешных суеверий — это виброболезнь, якобы приводящая к смерти звонаря, — улыбается звонарь. — Легче всего опровергнуть именно это: ведь человеческое ухо имеет огромный диапазон слышимости — самый тихий и самый громкий звук отличаются в три миллиона раз. Все громкие звуки полезны — они активизируют кровообращение. А самое главное, что колокольные звоны успокаивают душевнобольных (к примеру, широко известен практический опыт психиатра Гнездилова), а также уменьшают боли у онкобольных. К слову, хотя обычный полиелейный колокол имеет силу звука не более 110 децибел, некоторые критики говорят еще и о вредных инфразвуке и ультразвуке. Однако, на самом деле, их почти нет в диапазоне звучания колоколов.


Редакция портала ПМД74 впервые принимала участие в фестивале колокольных звонов. Несмотря на пасмурную погоду мы наслаждались каждой минуткой «Уфалейского благовеста». А перед тем, как отправиться в Челябинск мы разузнали впечатления зрителей о фестивальной программе. В качестве постскриптума приводим здесь рассказ сотрудника ПО «Маяк» Ольги Диченко:
— На фестивале я была впервые, и даже узнала о нем в первый раз только в этом году. Узнала из репоста друга в ВКонтакте. Мне вообще нравятся подобные мероприятия: ярмарки рукоделия, народные мастера, фольклорные концерты, поэтому мне захотелось приехать — несмотря на то, что я издалека — из Озёрска. Больше всего понравилось два момента. Во-первых, экскурсия по городу, организованная музеем. Ее проводили подростки-волонтеры. Они показывали фотографии тех зданий центральной улицы, которые о нас не дошли. Нас поразили два разрушенных храма. Затем они провели нас по плотине и показали остатки старых цехов, а также рассказали об истории завода. Приятно, что молодежь интересуется историей своего города, что она участвует в таких проектах. Во-вторых, мне запомнилось мое участие в «Вечёрках на приходе»: я водила хороводы и играла в русские народные игры. И это было свежее, интересное впечатление, потому что в последний раз я занималась этим в детском саду!..

Текст Кирилла Белоусова
Фото Натальи Волынкиной

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.