Молись и трудись, или паломничество в Оптину пустынь

Кирилл Белоусов

На тему того, почему я поехал в паломничество можно много писать. Отпуск у меня был четыре недели и вариантов его проведения было много. Я давно собирался съездить в монастырь, ведь мой дух нуждается в укреплении, душа — в отдыхе от суеты, разум — в мудром совете, тело — в тренировке и дисциплине. Так вышло, что в последнее время часто слышал про Оптину пустынь и тамошних старцев, поэтому решил поехать именно туда (были планы поехать в Псково-Печерский монастырь и другие обители).

Вариантов паломничества было два — либо поехать как на экскурсию, либо пожить в ритме насельников и трудников монастыря. Я решил по возможности максимально погрузиться в жизнь Оптиной пустыни. Не просто съездить в обитель, но и потрудиться в ней.

О чем я думал…

Особо не готовился к поездке — позвонил в монастырь, спросил можно ли приехать потрудиться и могут ли меня разместить. Мне ответили согласием: «Нужно подойти к отцу Никону и он Вас определит куда-нибудь». Недолго думая, я заказал билет на поезд. Между прочим, из Челябинска до Оптиной дважды в неделю идет прямой поезд. Ехать нужно до Козельска, а время в дороге составляет 45 часов. Время в поезде было для меня очень полезным, так как в пути приходится себя во многом ограничивать, не остается возможности для лишних действий, а следовательно можно посвятить это время отдыху от всех суетных дел и спокойному чтению. С собой я взял всего две книги: Новый Завет и Псалтирь, а также молитвослов. Я был очень рад, что мне удалось почитать, ни на что не отвлекаясь. 

В дороге меня посещали мысли — что меня ждет там куда я еду, получится ли разместиться и тому подобное. Думая об этом, я обращался мысленно к Всевышнему: «Господи, управь путь мой» и «да будет воля Твоя». Я настраивал себя на то, что будет так, как Бог определит.

И вот я доехал до 800-летнего Козельска. И вот выхожу я из поезда, вижу в нескольких метрах от меня, буквально напротив, стоит монах. В этот момент мысли и чувства смешались. С одной стороны, радость и удивление… С другой, кажется, что это вряд ли как-то связано со мной, что это просто совпадение… И, в конце концов, благодарность Богу.

Подхожу я к монаху, спрашиваю — как добраться до Оптиной пустыни. А сам в это время думаю, что он все же здесь не случайно=))) Монах рассказал, как добраться (говорит, что маршрутки должны ходить). Я пошел искать маршрутку и не нашел. Возвращаюсь обратно к нему, он спрашивает ну как…? Я говорю, что маршруток пока нет. Он говорит: «Поехали с нами, я из Оптиной пустыни». Я соглашаюсь. Мы садимся в «буханку» (УАЗик) и едем. В машине были еще один монах и послушник. Инок спрашивает меня откуда я — отвечаю, что из Челябинска. Он мне говорит я тоже из Челябинска… Мы смотрим друг на друга и скорее всего думаем о схожих вещах ))) Видно, что монах очень рад такой неожиданной встрече. И у меня в этот момент появилось очень теплое чувство: что Господь заботится о каждом из нас. Монах рассказал, что его зовут отец Паисий и что он иеромонах. Познакомил с другим иеромонахом и послушником. На вид отцу Паисию не больше сорока лет, он высокого роста, у него очень доброе и умиротворенное лицо. Мы пообщались в дороге с ним с большим воодушевлением. Отец Паисий расспросил меня о том, что сейчас происходит в Челябинске, а я от него узнал о том, к кому мне обратиться по размещению в монастыре, он рассказал и показал (как раз тогда, когда мы уже подъехали к Оптиной пустыни). На душе было очень радостно от такой встречи!

В монастыре

Вопрос с размещением решился практически моментально, несмотря на то, что был уже вечер пятницы. Меня разместили в келью где было всего три человека (в остальных более шести человек). Как потом выяснилось, наша келья была образцовой по дисциплине и порядку. Здание и сами кельи очень чистые, ухоженные, везде порядок.

Вскоре у нас завязалась беседа с братом Вячеславом. Он рассказал, мне, что в выходные проходят экскурсии и можно послушать о чем там рассказывают, что можно узнать подробнее о монастыре, его истории и людях, которые были здесь. Я так и сделал. На экскурсиях узнал много интересного. Одна из экскурсий была особенно важна — мне посчастливилось пообщаться с экскурсоводом (женщиной средних лет) после экскурсии. Она рассказала мне много интересного и направила меня «дальше». А дальше я встретил человека в монастыре, которому задал интересующий меня вопрос и он дал мне короткий, и ясный ответ на вопрос, который для меня очень важен.

Первое впечатление от Оптиной пустыни — это место где ценят порядок, дисциплину, смирение. Дисциплина тут действительно серьезная — и это очень полезно для мирян. Здесь ты либо очень быстро вольешься в существующий режим и научишься этому порядку и дисциплине, либо очень быстро покинешь место пребывания трудников. Ведя же себя ответственно — замечаешь другую сторону монахов (которые весьма требовательны к правильному выполнению правил и послушаний) — это любовь к смирению и любовь к ближнему. И ты понимаешь, что именно понуждение себя к труду, дисциплине, послушанию как раз и может вести к смирению, важнейшей составляющей богоугодной жизни.

Еще я заметил, что в обители очень почитают старцев, которые жили там и достигли духовных высот. Особенно почитают преподобного Амвросия Оптинского. В рассказе одного монаха я слышал, что святой Амвросий произвел практически революцию в жизни монастыря — тем, что он принимал простых людей, выслушивал их и помогал тем, у которых часто были житейские вопросы и трудности. Ему удавалось понимать людей разных социальных статусов, находить нужные слова и часто глубочайшие мысли, выражать их в короткой форме, часто прибегая к иронии.

К слову, за всю историю в Оптиной пустыни скопилось множество святынь. На территории монастыря расположено несколько храмов. Внутри обители предусмотрены специальные места, в которых покоятся мощи святых, а также тех, кто был тесно связан с монашеской общиной. Рядом с Оптиной расположен скит, где постоянно проживают монахи. В скит не пускают женщин, а мужчин допускают только по благословению. Вблизи монастыря расположены: трапезная и домики для паломников и трудников. Рядом с ними есть святые источники: преподобных Амвросия Оптинского (там очень чистая и вкусная вода), Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского (сюда мы каждый день ходили в обед и вечером после работы — для того, чтобы окунуться в ледяную воду — ведь это необыкновенно бодрит и укрепляет силы).

Диалоги с монахами

Да, эти беседы были интересными… Вообще, пожив в монастыре я понял, что монахи, конечно, как и люди все разные. Но все же я почувствовал общий дух любви, невзирая на то, что он часто бывает скрыт под внешней серьезностью, требовательностью и даже жесткостью.

Начну с того, что каждую неделю (по воскресеньям) проходят беседы с архимандритом Венедиктом (настоятелем Оптиной пустыни). На беседе он спрашивал у собравшихся: «Знаете ли вы заповеди Нового Завета?». Одни начали вспоминать десять заповедей Моисея, а другие — заповеди блаженств. Но даже второй вариант не являлся полным ответом на вопрос. Тогда нам начали объяснять, что весь Новый Завет состоит из заповедей (оказывается, их более ста), которые присутствуют в диалогах Иисуса Христа. Нам напомнили такую заповедь: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15)... И спросили: «Если вы заповедей не знаете, то как вы их соблюдете?» Чтобы исправить эту ситуацию, многим из присутствующих отец Венедикт подарил книжечку, которую печатают только под заказ в Оптиной пустыни, в которой как собраны все заповеди из Нового Завета. И мне посчастливилось получить такую…

Еще у нас были беседы с отцом Никоном, в течение многих лет изучающим богословие. Наши встречи отец Никон проводил в корпусе для трудников. Тема, которую мы рассматривали: «Грехопадение первых людей: причины, последствия и основные смыслы». Отец Никон, объяснил нам, что это фундаментальный вопрос, связанный со смыслом бытия человека. За три беседы, каждая из которых длилась более часа, мы даже не приблизились к началу изучения и понимания этого вопроса, так как у нас было множество сопутствующих вопросов, без объяснения которых нельзя понят следующие. И так мы общались и совместно искали истину, попутно духовно возрастая, чтобы воспринять ее во всей полноте. 

О послушниках и о послушаниях

Я увидел совершенно разных людей — разных возрастов, социальных статусов. Те, с кем я познакомился и общался весьма интересные люди. Отрадно видеть близких по духу людей, с которыми можно пообщаться на духовные темы, у которых можно чему-то научиться. Такое общение я считаю очень полезным — ведь у каждого свой опыт в вопросах веры, каждый чему-то научился сам и другие могут учиться друг у друга. Особенно здорово, когда в разговорах присутствует юмор — и у нас его было предостаточно…

В Оптиной пустыни большое хозяйство, работы хватало всем. Я успел много чем позаниматься там, но, в основном, меня и многих других отправляли на поля с луком и с капустой — собирать урожай. По-началу было непросто. Во-первых, каждый день подъем в пять утра, затем утренние и вечерние службы (которые идут дольше, чем в городских приходах), плюс жаркое солнце и изнуряющий труд. Но с каждым днем становилось привычнее, а начиная с третьего дня, усталость ушла. На послушаниях я понял несколько важных вещей: во-первых важно правильно оценивать ситуацию и соответственно к ней относиться. Молитва на послушании дарит радость от любой деятельности. И, конечно, важен общий дух в коллективе. У нас в этом плане получилось так: первое время результаты нашей работы были не очень хорошими, то есть работа шла медленно, утомляла нас, мы делали ее некачественно, но постепенно все показатели начали улучшаться, включая настроение.

Делая такую простую работу мы учились многим важным вещам — дисциплине, трудолюбию и понуждению себя к труду, качественному исполнению поручений, взаимопониманию и взаимопомощи. Время от времени к нам приходил отец Давид, который строго следил за качеством работы. Он брал лопату и заново вскапывал уже пройденный участок сбора лука и находя не выкопанный лук говорил тому кто там работал: «Зачем ты сюда приехал? Для чего нужна такая работа? Научитесь хотя-бы здесь выполнять работу качественно»… На первый взгляд жестко, но точно. Смотря на тех, кто научился выполнять послушания ответственно, учишься этому сам.

Когда мы только пришли на поле с луком, объем работы виделся невероятно большим, все были уверены, что на сбор этого лука уйдет около месяца. Неделю спустя работы осталось на пару дней. Когда удается работать слаженно, то работа начинает приносить удовольствие и результаты соответствующие. Тут есть над чем подумать…

Зачем мне паломничество

Бывает, когда что-то делаешь, задаешься вопросом — все ли правильно ты делаешь. И, если проанализировав все стороны вопроса, ты с уверенностью можешь сказать «да», то на душе всегда становится спокойно. К примеру, когда я думал о том, как использовать оставшиеся две недели отпуска, я сопоставлял, что буду чувствовать когда к примеру буду находиться на море, когда буду там отдыхать и что буду чувствовать когда приеду обратно. Буду ли я чувствовать себя на отдыхе хорошо, ощущая действительный отдых? Не буду ли я в это время думать о чем-то еще, рассуждая о том, что можно было бы провести время более полезно? А вот причин поехать потрудиться и побывать (и пожить) в монастыре я вижу много.

Некоторое время назад, у меня сложилось понимание того, что я получаю радость от посильной помощи другим. Это первая причина для моего паломничества. Также хотелось узнать, как живут духовно опытные люди и сопоставить себя с ними. Выйти на время из мирской жизни и напитаться хотя бы в малой степени монашеским духом. Были и другие причины. Могу с уверенностью сказать: я рад, что поехал в Оптину пустынь, а не на море. А также рад тому, что поехал именно потрудиться — это разительно отличается от простого посещения монастыря.

Слава Богу за всё!

Денис Бабичев

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.