В чем сила, братья? Мы побывали в центре Пересвет

Пресс-служба ПМД74

В чем сила, братья?
Мы побывали в первом православном патриотическом центре для подростков

Репортаж Светланы БАЦАН, газета Челябинские епархиальные Ведомости

В каждом уважающем себя приходе обязательно есть разнообразные кружки по интересам: молодежный киноклуб, народный ансамбль, школа каллиграфии, творческая мастерская и так далее. Наиболее «продвинутые» могут сообразить и что-нибудь особенное: шахматную секцию или клуб любителей моделирования. Челябинский храм во имя Сергия Радонежского сильно выделяется на общем фоне: помимо традиционного рукоделия, тут есть народный хор, занятия по робототехнике, школа юного шахматиста и даже кружок математической логики. Но самое необычное – у прихожан есть собственный тренажерный и спортивный зал, где занимаются от мала до велика. Оздоровительная гимнастика для женщин, гиревой спорт для мужчин, каратэ для малышни. И именно здесь появился первый в Челябинской епархии православный патриотический центр для детей полувоенного образца. Чем занимаются верующие люди в камуфляже – об этом наш репортаж.

«Наш майор»

Все началось в 2006 году, когда в Свято-Сергиевский храм пришел на венчание лейтенант– двухметровый богатырь, косая сажень в плечах. А венчал его тоже не хилый батюшка – профессиональный спортсмен — гиревик. Двум сильным мужчинам было о чем поговорить, как-то невзначай завязалась их дружба.

«Иван Николаевич в то время был капитаном спецназа, служил в «горячих точках», объездил весь Северный Кавказ: Чечню, Ингушетию, Дагестан, – рассказывает настоятель Свято-Сергиевского храма протоиерей Ярослав Иванов. – Командировки были долгие, по полгода, семья оставалась в Челябинске. Конечно, возникали проблемы, и Иван Николаевич приходил ко мне за советом. Потом он вышел на военную пенсию, продолжал ходить в храм. И когда мы задумали создать у себя православный патриотический центр, Иван Николаевич согласился разработать проект».

Отец Ярослав частенько вспоминает, как в гости в Свято-Сергиевский храм приезжал монах Киприан (Бурков), ветеран Афганистана, герой Советского Союза. Отец Ярослав делился с ним планами по работе с молодежью, а отец Киприан сказал: «Тебе нужен хороший офицер».

И вот Бог послал такого человека: воина в четвертом поколении. Сам Иван Николаевич Симин – выпускник Челябинского военного автомобильного института, его отец служил в этом институте преподавателем, умер в 38 лет в звании подполковника. У меня еще старший брат есть, он тоже майор».

Начали работать над проектом, узнали много интересного. Оказалось, что майор Иван Симин пишет стихи, сочиняет музыку, занимается психологией и вообще – философ. Это он разработал Кодекс чести воспитанника православного патриотического центра и сочинил его гимн. Когда пришла пора открывать «Пересвет», само собой стало ясно, что заниматься им будет Иван Николаевич. «Наш майор» – так между собой называют его прихожане.

Пересвет vs Челубей

С названием даже и не мучились. Патриотический молодежный центр решили назвать в честь русского монаха-воина Александра Пересвета. «Мы хотели показать, прежде всего, молодежи, что православие – это дух, это сила, – рассказывает директор и духовник центра протоиерей Ярослав Иванов. – У нас половина русских святых – воины. Преподобный Александр Пересвет – носитель образа. Он показывает, каким должен быть православный мужчина, защитник: решительным, волевым, сильным, ярким, не обижать слабых. Кроме того, Александр Пересвет – ученик преподобного Сергия Радонежского, в честь которого назван наш храм».

Православный патриотический Центр в честь преподобного Александра Пересвета работает ровно год. Сейчас в нем занимаются 47 ребят от 10 до 17 лет. Обучение делится на две части: «Небесное отечество» и «Земное отечество». За небесное отвечает отец Ярослав, за земное – майор Симин.

Вторник, 9-30 утра. В классе воскресной школы – очередное занятие. За партами – несколько мальчишек в военной форме и одна девочка, за преподавательской кафедрой – отец Ярослав. Разобрали третью заповедь блаженства, поговорили о богохульстве. Сейчас разговор о сквернословии.

– Вы, конечно, знаете, что преподобный Александр Пересвет бился в поединке с Челубеем? – задает вопрос священник.

– Ага! – кивают пацаны.

– А известно ли вам, что Челубей был не просто воином, но тибетским монахом? И по преданию, это был воин, которого невозможно убить, заговоренный матом.
Немая пауза. Даже мы с фотографом Анной открываем рты. Отец Ярослав «усугубляет» эффект: рассказывает случай из собственной жизни, когда ему довелось встречаться с итальянским инженером, который бранился, упоминая католических святых. Если бы сейчас было лето, мы бы услышали, как муха пролетела, такая тишина в классе.

«По сути, Небесное отечество – это Закон Божий, – рассказывает отец Ярослав. – Я провожу его в формате духовной беседы, вопросов и ответов. Стараюсь не давить, постепенно все объяснять, потому что ребята новые, не все из воцерковленных семей. Для некоторых то, о чем я рассказываю, неожиданно. И когда кто-то из ребят просится помочь в алтаре, понимаю: сработало. У меня уже трое из «Пересвета» алтарничают. Но прежде чем пустить их в алтарь, я каждому выдаю анкету из 20 вопросов, чтобы он ответил сам для себя на главный вопрос: «Зачем тебе это надо?» И самое главное: прежде, чем принять ребенка в «Пересвет», мы обязательно просим у родителей свидетельство о крещении. Потому что нам рукопашный бой без веры не нужен».

«Теория водных масс»

Если вы думаете, что сразу после «Небесного отечества» все отправляются дубасить друг друга в спортзал, сильно ошибаетесь. У «Земного отечества» тоже есть чем занять мозги. Весь теоретический курс разработал майор Симин, и если бегло перечислить, сюда входят: общегосударственная подготовка (что есть гражданин, Конституция, паспорт и другие важные вещи), краеведение, дни воинской славы, прикладная психология и даже этика. «Этика – это обязательно, – заявляет Иван Симин. – Мы с ребятами учим, как себя вести в обществе, даже как по телефону говорить». Но самое любопытное – это «Теория водных масс». С ее помощью Иван Николаевич объясняет детям, что такое социальные слои, как мы можем влиять на свое развитие и вообще на жизнь. Образы – самые простые, примеры понятны даже двоечникам. Согласно теории, люди могут находиться в пяти состояниях. Первое, самое низшее – «трясина». Это когда погибаешь сам и тянешь за собой другого. «Вот, например, ты двоечник, употребляешь снюс, и не собираешься меняться, а если брать взрослого, то это конченый наркоман или алкоголик» – уточняет Иван Симин. Второе состояние – «болото». Здесь человека еще можно вытянуть, спасти. Понятный пример: беспризорник, или бомж. Далее следует «озеро, пруд»: среда уже более чистая. На уровне ребенка – это троечник в школе, а взрослый – обычный работяга, каких большинство. Выше озера – «река», самый высший уровень – «море, океан».

У майора теория не расходится с практикой: иногда ему «на спасение», как в последнюю инстанцию, родители приводят трудных подростков. «Офицер – это человек, который отвечает за жизнь своих подчиненных. У Ивана Николаевича за всю службу не было ни одной боевой потери, у него есть очень важный опыт: служения другим, – говорит отец Ярослав Иванов. – Вообще, мы – «службисты»: военные, священники, учителя, врачи, мамы, папы. В нашем центре «Пересвет» мы показываем детям, что зло можно остановить, и добро должно быть с кулаками».

С детьми тяжелее, чем с солдатами

Подростков одними разговорами не воспитаешь. Боевой майор щедро применяет весь свой арсенал: учит ребят выживать в условиях города, добывать воду и пищу в диком лесу, стрелять, маршировать и драться, как в армии, ориентироваться, переправляться через реку, карабкаться в гору. При необходимости его воспитанники моментально натянут противогаз и с помощью саперной лопатки окопаются в любой местности.

«Мои друзья, бывшие сослуживцы, когда узнали, что я с ребятней занимаюсь, да еще при церкви, сначала покрутили у виска, – рассказывает Иван Симин. – А потом то один, то другой, стали помогать. Подарили для занятий противогазы, комплекты общевойсковой защиты, малые саперные лопатки, плащ-палатки, личные медпакеты, фляжки, военную литературу и даже учебник сержанта-разведчика. Еще у нас есть мобильный тир и целый арсенал пневматического оружия: пистолеты Макарова, автоматы Калашникова, винтовки».

Как не потерять ребенка
(житейские, но мудрые советы от боевого офицера)
1. Ограничить Интернет (без этого никак).
2. Приучить ребенка к режиму дня. Он обязательно должен ложиться не позднее 22 часов.
3. Железное правило утром: зарядка. Очень хорошо бы – еще и закаливание (холодный душ).
4. Молитва.
5. Правильное, сбалансированное питание (никаких бургеров и газировки).
6. В выходные дни обязательно выбираться куда-нибудь всей семьей (на лыжах, в парк, в кино, в музей, просто в гости к друзьям).
7. Разговаривать с ребенком, проговаривать, просчитывать все варианты (а если ты сделаешь вот так, будут вот такие последствия).
Но самое главное, то, что стоит над всеми советами и правилами: быть примером для ребенка. Пока вы думаете, что он ничего не видит и не замечает, он уже копирует вас.

При таком богатстве у любого мальчишки загорятся глаза. Но все-таки в «Пересвете» могут ужиться не все. Тут нужен особый склад характера, готовность беспрекословно подчиняться приказам, внутренняя дисциплина. «Да, это специализация не для всех, – подтверждает отец Ярослав Иванов. – Вот в нашу «молодежку», в «Наследник» может хоть кто, хоть с улицы прийти. Там сотни ребят, они собираются, чтобы дружить, общаться. А в «Пересвет» приходят подростки с четкой целью, те, кто хочет в дальнейшем служить в силовых структурах. Летом мы со всей молодежью выезжали в лагерь в Булзи, так из ста детей в лагере «пересветовцев» сразу видно, они отличаются. У них дисциплина, нет разбаланса».

Казалось бы: рай для воспитателя. Отдавай себе команды маленьким солдатикам, и ни о чем не беспокойся. Однако Иван Симин признается, что управляться со своей малолетней командой ему тяжелее, чем с прожженными спецназовцами. Зато если уж удалось наладить контакт, вознагражден будешь сполна. «Дети меня питают, заряжают своей радостью, своей невинностью, – делится впечатлениями майор. – Они не врут, они хитрят, чудят. Но у них еще нет подлости».

Иногда к офицеру приходят родители, чаще всего мамы, и просят совета: как уберечь ребенка от снюса и плохой компании, как вырвать его из лап интернета и гаджетов. Иван Николаевич обычно делится опытом собственной семьи (у него дочь и сын подростки).

Ну а теперь – с ноги!

Вся писанина когда-нибудь заканчивается (ура!). В спортивный зал «пересветовцы» бегут быстрее, чем в трапезную. Молотят по боксерской груше, дубасят друг друга на совесть – отрабатывают приемы рукопашного боя и самообороны.

– Ребята, а кто-нибудь уже отбивался от хулиганов?

– Пока еще не приходилось! (Видно, что некоторым уже и не терпится).

Симин тут же включается, мол, «ребята, вы еще не готовы, вам еще много тренироваться и вообще, быстрый бег тоже иногда хорош при встрече с хулиганами». Мы смотрим на удалого майора, и думаем: «Какой же он все-таки… папа».

Этот и другие материалы читайте в газете «Челябинские епархиальные ведомости» и на сайте митрополии

Светлана БАЦАН
Фото: Анжела УСМАНОВА, Надежда ТЮТИКОВА.

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.