«При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение…»

Зинаида Ермакова

8 октября — преставление святого Сергия Радонежского, в  этот день на ум приходят  слова великого российского историка В.О. Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение…, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».

Икона Сергия Радонежского
Своими размышлениями с нами также  поделился писатель,  преподаватель, патролог  Артём Перлик: «До 1917 года почитания святого было распространено в Российской империи, но после 1917 года эмигранты распространили его почитание и в Европе и в Америке. Сейчас Сергий – один из самых известных русских святых в англоязычном и арабском мире, вплоть до того, что в 1969 году Папа Римский Павел VI распорядился включить имя преподобного Сергия в богослужебный календарь римско-католической церкви.

Как писал В.О. Ключевский, преподобный Сергий примером собственной жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе», открыл людям, что в них «ещё не всё доброе погасло и замерло». А это – важнейшее знание для возрастания человека – вдруг понять, что ты – не ничтожество, не прах, а один из детей Господних, дитя Божие, и что все тысячелетия истории мира и культуры существовали ещё и для того, чтоб ты жил сейчас добротой.

Интересно, что сам Сергий избегал всего официального, постоянно отказываясь от сана митрополита Московского. И здесь святой следует древней традиции, существовавшей ещё среди иноков Египта 4го века и даже среди древнекитайских мудрецов,  избегать всего внешнего – чинов, званий, наград, дипломов и отличий мира сего для того, чтобы самому прикоснуться к сути и глубине и потом учить людей сквозь внешнее глядеть на внутреннюю красоту.

Конечно, увидеть суть могут только имеющие евангельские глаза и уши. Красота, впрочем, не исчезает и в ту минуту, когда кто-то её не видит, как сонеты Шекспира не обесцениваются чьей-то глухотой к высокой поэзии.  Делом Сергия всю жизнь было пробуждать людей к сути, к тем глубинам мира,  где возможна для нас встреча с Богом. И, как то всегда и бывает – люди формы и умники восставали на его красоту из зависти, ведь для фарисеев всех мастей самое страшное – это живое присутствие Духа Святого в их современнике. Умершему праведнику они, по замечанию Христа, построят гробницу, но живой подвижник – есть отрицание всей их жизни, как Шекспир и Блейк отрицают все бездарные стихи самим фактом того, что Шекспир и Блейк есть. Потому так много несправедливых обид пришлось пережить Сергию от людей формы. Но, зато имеющие уши – услышали.»

В заключении также бы хотелось   привести слова  В.О. Ключевского: «Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей — только тогда, когда мы растратим нравственный  запас без остатка, не пополняя его».

Текст: Артём Перлик, Зинаида Ермакова

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.