О повседневной жизни древних хантов и манси рассказали уральской молодежи

Кирилл Белоусов

На форуме УТРО-2016 в Нефтеюганске открылась экспозиция этнографического музея «Торум Маа»

торумФорумчане увидели традиционные поселения финно-угорских народов, а также научились плести традиционные коврики из растительных волокон на старинном станке и смогли узнать об основах местного рыболовства и декоративно-прикладного творчества.

Принимавший нас 27 июня музей «Торум Маа» был основан в 1978 году группой единомышленников из национальной интеллигенции, в числе которых был: мансийский поэт Юван Николаевич Шесталов, писатель-хант Еремей Данилович Айпин, филолог Татьяна Александровна Молданова. Идея создания музея заключаеся в сохранении национальной культуры обских угров. Основу открытой экспозиции музея составляют: зимний мансийский дом, летнее восточно-хантыйское поселение и охотничья тропа. Вы также можете посмотреть ее посредством онлайн-экскурсии.

В начале экскурсии нам рассказали о том, что жизненный распорядок любой хантыйской семьи входило переселение с наступлением холодного времени года на зимние стойбища. Деревянные бревенчатые жилища, берестяные чумы, или берестяные палатки располагались по берегам таежных речек. За летний период массово на зиму  заготавливалась рыба, дикоросы, изготовлялась берестяная утварь, плелись травяные циновки, а также велась охота на перелетную дичь.

Рыба было основой пропитания в югорских краях. Между прочим, Западная Сибирь очень богата водными просторами озер и рек – поэтому она также обладает обширными рыбными ресурсами (33 вида рыб). Только в реке Обь насчитывается 21 вид рыб, из которых 13 имеют промысловое значение — это стерлядь, нельма, муксун, щука, язь, карась, окунь, налим и другие.  Здесь пока еще можно встретить два вида рыб, занесенных в Красную Книгу Ханты-Мансийского автономного округа: сибирского обского осетра и тайменя. Неудивительно, что рыболовство на территории Западной Сибири, по данным археологов, возникло еще в новокаменном веке. По описаниям многих этнографов можно считать, что с давних времен рыба входила в рацион питания и составляла основу хозяйства народов ханты и манси. Отсюда происходит и название обских угров — рыбоядцы.

торум2Интересно, что с глубокой древности в рыболовном промысле широко применялись не только простые ловушки, но также загородки и сети. Материалом для изготовления сетей служило крапивное волокно, которое благодаря природному зеленоватому цвету менее заметно в воде.  Несколько позже стали  применять конопляное волокно и конский волос. И в настоящее время сети зачастую вяжутся вручную, но с применением уже современного капронового волокна. Среди ловушек для рыбы еще можно перечислить: «фитиль», различные крючковые снасти, гарпун. К слову, лодки в то время, как правило, выдалбливали из цельных осиновых бревен. Сперва вытесывалась внешняя форма лодки, а затем  —  ее внутренняя часть обрабатывалась специальным теслом с закругленным лезвием.

Все это были преимущественно мужские занятия. А вот изготовление берестяной утвари в угорской культуре было уделом женщин. Материал для изготовления берестяных изделий (коробок и кухонной утвари) снимался ими трижды в году: весной по насту, в пору цветения шиповника и осенью, когда опадает лист. Для этого выбирались березы, растущие в глубине леса среди стройного и высокого осинника. Вначале ножом наносился вертикальный надрез до луба, а потом — два горизонтальных надреза по высоте снимаемой части. Хранили бересту в  свертках или в развернутом виде под прессом. В процесс обработки входило проваривание бересты в кипятке с добавлением золы, что придавало материалу прочность и эластичность.  Кора со ствола снимается так, чтобы не навредить дереву и это обязательное условие заготовки бересты, нарушение которого недопустимо в народных правилах природопользования обских угров.

Берестяная бытовая утварь зачастую богато украшалась орнаментом. Для укрепления конструкции и сохранения формы изделия приготовляли очищенные веточки, а швы скрепляли оленьими жилами. Обычно лезвием ножа, который не должен быть слишком острым,  снимался верхний слой с площади намеченного узора. При этом проявлялся оранжево-желтый оттенок, свойственный внутреннему слою бересты. Узором украшалась крышка, боковые поверхности емкости, иногда и внутренние поверхности изделия. Нанося орнаменты на изделие, мастерица сразу определяла размеры направление узора, без предварительной разметки. Важно отметить, что в узорах по бересте наиболее полно выражено все многообразие орнаментального искусства угров: его структуры, композиции, стилистики, семантики. В них встречаются как геометрические мотивы, так и стилизованные изображения животных. В заключение нам рассказали о том, что наряду с проскабливанием у местных народов было популярно декорирование  в технике раскраски. Для этого применялся растительный краситель, готовящийся из настоя вербы, дающий красно-коричневый цвет.

Записал Кирилл Белоусов

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.