«Какой путь мы вспоминаем в этот день?»: Челябинской епархии исполнилось 100 лет

Татьяна Теточко

25 сентября 2018 года площадь перед Челябинским театром оперы и балета выглядела необычно. Среди спешивших к театру людей преобладали священники. Челябинская епархия отмечает свое столетие.

Вдоль почетного караула из сестер милосердия общины храма во имя иконы Божией матери «Нечаянная радость», активистов Православного молодежного движения Южного Урала и казаков Свято-Николаевского юрта глава Челябинской митрополии митрополит Челябинский и Миасский Никодим проходит в здание театра. Духовенство и прихожане челябинских храмов занимают места в зале. Звучат приветственные слова от полномочного представителя Президента РФ на Урале, губернатора Челябинской области, главы города Челябинска. Затем история православия на челябинской земле предстала перед гостями в документальном фильме, подготовленном Информационно-издательским отделом епархии. После фильма состоялся концерт, в котором приняли участие хор Кафедрального собора, детский хор ЧГИК, солистки челябинской оперы и оркестр народных инструментов «Малахит».

А до этого была праздничная литургия в Свято-Симеоновском кафедральном соборе, за которой владыке Никодиму сослужили правящие архиереи всех епархий Челябинской митрополии. После литургии «якоже по обычаю» престольных праздников православные прошли крестным ходом вокруг собора, так как юбилейные мероприятия решено было провести в день памяти праведного Симеона Верхотурского.

Какой же путь вспоминаем мы в этот праздничный день?

В истории Челябинской епархии отразилась вся история Русской Православной Церкви, Российского государства и нашего народа в ХХ веке. И она была полна самых непредсказуемых и трагических событий. Церковь пережила гонения со стороны безбожных властей, по масштабу не уступавшие имевшим место в Римской империи в первые века христианства, а, может быть, и превосходившие их…

Челябинская епархия родилась одновременно с надеждами на усовершенствование церковного бытия, порожденными Поместным Собором 1917-1918 годов, прекратила существование в самый мрачный период гонений, возродилась в период улучшения церковно-государственных отношений в позднесталинскую эпоху, вновь ушла в историю в хрущевское гонение и возродилась второй раз в наше время.

Непосредственным предшественником Челябинской епархии стало Челябинское викариатство Оренбургской епархии (1908-1918), окончание истории которого совпало с окончанием императорского периода истории страны и, соответственно, Синодального периода истории Русской Православной Церкви. Этот период характеризуется укреплением церковной жизни на Южном Урале. В этот период в Челябинске служили священномученик Дионисий (Сосновский), священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Гавриил (Воеводин) и митрополит Серафим (Александров). Все владыки этого периода – выходцы из кадрового дореволюционного духовенства, получившие высшее духовное образование по программам Российской Империи. Все они отдали жизнь за свою верность Церкви. Житие священномученика Сильвестра (Ольшевского) ясно свидетельствует о его многолетней миссионерской работе и трудах по устроению церковной жизни в годы Гражданской войны.

Первым епископом Челябинским стал владыка Гавриил (Чепур). Из-за событий Гражданской войны он не смог прибыть в епархию и скончался в эмиграции.

В период жестокого гонения 1918-1943 годов уже самостоятельную Челябинскую кафедру возглавляли епископ Дионисий (Прозоровский), архиепископ Сергий (Васильков), архиепископ Назарий (Блинов), епископ Назарий (Андреев), епископ Симеон (Михайлов), архиепископ Павел (Павловский), епископ Фостирий (Максимовский), архиепископ Серафим (Протопопов).

Церковное служение в этот период проходило в тяжелейших условиях открытого силового противодействия со стороны властей. Было полностью нарушено правильное церковное управление. Все Челябинские владыки кроме архиепископа Гавриила (Чепура) прошли путь мученичества или исповедничества. Митрополит Павел (Борисовский), епископ Дионисий (Прозоровский), архиепископ Сергий (Васильков), епископ Фостирий (Максимовский) и архиепископ Серафим (Протопопов) были расстреляны. Епископ Симеон (Михайлов) и архиепископ Павел (Павловский) скончались в заключении. О епископе Назарии (Андрееве) нет достоверных сведений, и лишь один архиепископ Назарий (Блинов) скончался мирно. Все правящие архиереи данного периода были дореволюционного образования и поставления.

В годы Великой Отечественной войны произошла стабилизация церковно-государственных отношений. В это время возрожденную Челябинскую епархию возглавил архиепископ Ювеналий (Килин). Владыка получил духовное образование до революции, а хиротонию – в период харбинской эмиграции, став, таким образом, первым архиереем послереволюционного поставления.

На период управления епархией были архиепископом Алексием (Сергеевым), архиепископом Товией (Остроумовым), архиепископом Иоанном (Лавриненко), архиепископом Михаилом (Воскресенским) и архиепископом Флавианом (Дмитриюком) пришлись некоторое охлаждение церковно-государственных отношений в 1948-1956 годах и так называемое «хрущевское гонение». Владыкам этого периода пришлось строить церковную жизнь, противодействуя пропагандистскому и административному давлению властей. Архиепископ Алексий (Сергеев) стал первым челябинским архиереем, рукоположенным в этот сан в СССР и первым же из числа не бывших в эмиграции и не подвергавшимся аресту. Владыка Товия (Остроумов) был репрессирован еще до принятия церковного служения, его архиерейская хиротония состоялась в годы Великой

Отечественной войны. Владыка Иоанн (Лавриненко) был из числа эмигрантов, решивших вернуться в Россию после войны. Владыка Михаил (Воскресенский), хотя и происходил из духовной семьи, сан принял много позже революции, в годы войны был боевым офицером. Владыка Флавиан (Дмитриюк) стал белым священником еще до революции, во время войны был на оккупированной фашистами территории, поддерживал СССР. Монашество принял уже через много лет после войны.

Период 1964-1989 годов стал эпохой повторной относительной стабилизации отношений Православной церкви и Советской власти. Но в это время Челябинская епархия самостоятельно не существовала, а управлялась со Свердловской кафедры.

Возрождение церковной жизни началось в 1988 году празднованием Тысячелетия Крещения Руси. Началось строительство большого количества храмов, налаживание самых разнообразных направлений церковной жизни. В 1989 году возродилась самостоятельная Челябинская епархия. Владыки Георгий (Грязнов) и Иов (Тывонюк) не происходили из семей дореволюционного духовенства. Путь иерархического поставления и духовного образования они прошли в советскую эпоху, что свидетельствует о зарождении нового кадрового духовенства.

Служением митрополита Иова на Челябинской кафедре завершился в ее истории ХХ век. Преемником владыки стал митрополит Феофан (Ашурков), ныне Казанский и Татарстанский. Он занимал Челябинскую кафедру в 2011-2014 годах. 26 июля 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви образовал Челябинскую митрополию, в которую тогда вошли Челябинская, Магнитогорская и Троицкая епархии. Преемником владыки Феофана стал митрополит Никодим (Чибисов), который возглавляет Челябинскую митрополию, а также Челябинскую епархию с 30 мая 2014 года и по настоящее время. При владыке Никодиме произошло выделение из Челябинской епархии самостоятельной в рамках Челябинской митрополии Златоустовской епархии.

На протяжении целого века во главе Челябинской епархии стояли ее архипастыри – лучшие люди Церкви, на плечи которых легло исполнение завета Спасителя нашего: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Валентин Гурский

Фото Надежды Тютиковой

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.