III февральская конференция: о значении изучения Библии в молодёжной среде

Пресс-служба ПМД74

19 февраля в Челябинске состоялась III февральская молодежная конференция, в рамках которой работала и секция по организации и проведению кружков по изучению Библии.

Целевой аудиторией секции, по словам организаторов группы, стали ведущие приходских библейских кружков, а также те, кто хотел бы научиться вести библейский кружок на приходе для привлечения общины к осознанному участию в богослужении и христианской жизни.

Теоретическую часть секции открыл священник Андрей Гупало, клирик храма Сергия Радонежского. Он выступил с докладом «Место Священного Писания в богослужении и жизни современных христиан».

отец Андрей Гупало

Батюшка считает, что в основе духовной жизни должно быть изучение Священного Писания: ведь недаром напрестольному Евангелию воздаются определенные почести на богослужении – поскольку в этой книге находятся глаголы жизни вечной. Отец Андрей отметил, что сам священный текст есть основа и источник почитания крестного знамения, икон, а также источник традиций устроения христианских храмов.

— Как известно, все наше богослужение преисполнено Писанием. Однако между молящимися и Писанием лежит византийская богослужебная традиция, которое осложняет восприятие Библии. В том числе эту проблему можно связать с русским обрядовым благочестием, которое мешало народному исследованию Писания даже после Синодального перевода. До революции только у протестантов были возможности для издания библейских книг. Также практика создания библейских кружков не выходила за рамки этой деноминации. Но как православные христиане мы должны понимать, что самостоятельное изучение Писания для новоначальных – это искушение, ведущее к уклонению от Истины. Как правило, чтение главы Евангелия и двух глав Апостола – это предел евангелизации в наше время, — полагает отец Андрей. – В Православии Библия – это книга для Церкви: мы можем читать толкования, вступать в евангельские кружки, которые должны готовить своих членов к проповеди Благой вести Господа нашего Иисуса Христа в миру. В заключение хотелось бы сказать о том, что, как сказано в Послании к римлянам, нам следует сердцем веровать к праведности, а устами исповедовать [Бога] ко спасению (Рим.10:10). Также мне хотелось бы внедрить понятие благовестника – человека, который популяризирует Священное Писание в миру. Оно мне ближе, поскольку понятие «миссионер» ассоциируется с инославными христианами, а также является весьма растяжимым, несет в себе слишком много различных смыслов.

Не менее интересным для аудитории оказался доклад об изучении Библии в малых группах в качестве формы миссионерской работы с молодежью, озвученный преподавателем воскресной школы храма преподобного Сергия Радонежского Леонидом Викторовичем Шалагиновым.

Леонид Шалагинов

Он считает, что учение апостолов не может быть чисто теоретическим. Апостолы жили со Христом, они не просто слушали Его проповеди. А сегодня мы не видим преломления Слова Божьего в нашей жизни. Начать обретение его поможет приходской библейский кружок.

Леонид Викторович предложил собравшимся следующую методологию проведения библейского кружка:

— При проведении заседаний библейского кружка я категорически не рекомендую поучение других. Ведущий должен быть только модератором, все участники должны иметь равный статус. Наша цель – это усвоение и применение Священного Писания в жизни. Как отметил прошлый докладчик, современные евангельские группы действительно перешли к нам из протестантизма. Но еще с начала IV века в монашеских общинах (в том числе у Пахомия Великого) практиковалось совместное изучение Библии. Затем на территории нашей страны библейские кружки возродились только в дореволюционных христианских студенческих организациях.

Также преподаватель рассказал нам о восприятии евангелизации в Церкви:

— Хотелось бы отметить то, что и по сей день в Православной Церкви люди сталкиваются в первую очередь с обрядовой стороной, а у протестантов знакомство с новообращенным начинают с разговора о Спасителе. Народным обрядоверию и безграмотности противостоят евангельские группы, которые возрождают верную основу, укореняют нас в Церкви. К слову, священномученик Владимир Амбарцумов обратился через подобную группу. Деятельность библейских кружков благословляли святитель Тихон и митрополит Антоний Сурожский. А в наши дни простой человек должен докапываться до истинного учения Церкви самостоятельно. Участники собраний не толкуют Библию, а размышляют над ней, а на завершающем этапе исследования отрывков из Писания они руководствуются святоотеческим толкованием. Очень хорошо, когда священник может участвовать в работе кружка. Но при этом важно сохранить равенство участников, не получая пассивно готовые ответы от священника, — подытожил Леонид Викторович.

После доклада  о малых библейских группах мы перешли к докладу о методике проведения библейского кружка, который озвучил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Челябинской епархии диакон Олег Бушуев.

диакон Олег Бушуев

Отец Олег в первую очередь обозначил критерий авторитетности ведущего в отсутствии самоустранения от направления обсуждения. Он отметил, что священнику проще понять нужды прихожан, но их день расписан по минутам. Чтобы сделать группу в достаточной степени охватывающей общину, следует приглашать мирян для ее организации. Конечно же, не обойтись и без участия настоятеля. Каждая группа должна входить в несколько уровней церковной организации. Библейские кружки должны взаимодействовать между собой. По мнению отца Олега, для ведущего особенно полезно иногда поучаствовать в работе малой группы в качестве рядового участника, а также войти в организационное собрание вместе с другими лидерами библейских кружков.

— Цепочка действий по созданию библейского кружка в идеале должна выглядеть так: получение благословения настоятеля, приглашение участников (для полноценного обсуждения их должно быть не менее 5 человек, поэтому нужно позаботиться об информировании 10-12 человек), выбор места проведения, выбор текста из Писания для обсуждения (на одну беседу – одно зачало или около 15 библейских стихов). Между прочим, синодальный отдел рассматривает библейские часы как одну из основных форм катехизаторской работы на приходе, — отметил глава отдела образования.
В качестве методического пособия отец Олег рекомендовал книгу Владимира Стрелова «Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью». На основе этого пособия отец диакон дал следующие рекомендации: проводить евангельские беседы регулярно для создания традиции, узаконить принцип открытости группы, поставить функцию религиозного просвещения во главу угла – нам не нужно собрание экспертов. Также ведущий должен знать различия в толкованиях, принимать плюрализм мнений в русле святоотеческого предания. Он должен установить четкий временной регламент и этические правила для обсуждения. Несомненно то, что нужно учитывать вектор развития библейского кружка, давать попробовать свои силы новым ведущим (конечно же, с помощью постоянных). Должна быть и обратная связь по положительным и отрицательным сторонам работы. Желательно вести подробный дневник группы.

Библейская секция завершилась практической частью — евангельской беседой по шестой главе Евангелия от Марка (Мк.6:1-13). Для удобства обсуждения участники секции разбились на три группы. Мы обсудили темы неприятия благовестия нашими ближними («не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем»), апостольской проповеди покаяния, религиозного аскетизма, строгости божественного закона и милости Божьей, а также возникновение таинства соборования.

Автор: Кирилл Белоусов
Источник: http://utoli174.ucoz.ru/news/znachenie_izuchenija_biblii_v_molodezhnoj_srede/2016-02-21-349

P.S.
читать новость — https://pmd74.ru/novost/v-chelyabinske-sostoyalas-tretya-fevralskaya-molodezhnaya-konferenciya.html
программа конференции — https://pmd74.ru/document/konf-2016.html
группа ВКонтакте — https://vk.com/iiifevrkonf
фотоальбом: https://pmd74.ru/fotonovosti/konferenciya-foto.html

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.