«ДУХОВНЫЙ КАНАТОХОДЕЦ» ОТ 07.02.18: ЧТО ЕСТЬ ДУША?

На прошедшей беседе «Духовного канатоходца» рассматривалась тема «Душа человека».

«Душа — есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения» (преподобный Иоанн Дамаскин). С этой цитаты преподаватель курса протоиерей Ярослав Иванов начинает встречу.

— Сущность нашей души — проста, — говорит батюшка — Как и Дух Божий. Но в чем заключается простота Духа Божьего? В чем заключается смысл слова «простой» по отношению к Богу?

Из аудитории звучит ответ: «Может быть неразложимый, неделимый?»

— Конечно, – говорит отец Ярослав – Это принцип неделимости, начало всех начал, первооснова. Вот наша человеческая природа сложная. Организм наш – сложнейшее явление. А душа наша простая. Но в тоже время простая ли она с точки зрения обыденного понимания этого слова? Нет. А тем более Бог. Он в этом случае непростой, весьма непростой… Он глубок, и глубок бесконечно.

Слушатели размышляют над цитатой святителя Григория Богослова: «Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесною, она терпит смешение с перстным».

— Вот интересно, душа – она вся Божья или нет? Если она Божья по природе, то может ли она быть грешной? — задает вопрос отец Ярослав.

Аудитория молчит, долго думает. Наконец звучит ответ: «Да, она же несовершенна».

— Если она Божья, то как же она может быть несовершенна? — вновь спрашивает батюшка, — Итак, мы вспоминаем: человек сотворен по образу и по подобию Божьему. То есть, душа наша не целиком Божья, она только лишь создана по образу Бога. Образ Бога по отношению к человеку — это «стартовая площадка», данность. То есть, мы должны к Божьему только лишь прийти. Поэтому наша душа потенциальна, она способна как к богоуподоблению, так и к деградации — дьяволоуподоблению.

Много внимания было уделено разговору о состояниях души. Их, оказывается, три: противоестественное, естественное и сверхестественное. Отец Ярослав в пояснение приводит цитату преподобного Исаака Сирина: «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных (это состояние, которое было у людей в раю – комментирует отец Ярослав). Сверхъестественное состояние есть возбуждение к созерцанию пресущественного Божества (то есть когда человек способен созерцать Божество, это состояние преображения). Противоестественное же состояние есть движение души в мятущихся страстями» (это разрушительное состояние, говорит батюшка).

Было интересно узнать, что в душе, оказывается, есть и три движущие силы. Это энергия, которая делает нас способными что-то реализовать, совершить, сдвинуть с места. Выделяют их три: разумная, раздражительная и желательная. Каждая из этих способна развиваться как в плюс, так и в минус.

Разумная сила считается господствующей частью души. Раздражительная сила души — это ее чувствующая, эмоциональная сила, а желательная сила, воля, позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо.

«Канатоходец» строится не только по типу монолога, в нем есть место живому общению преподавателя с аудиторией, постановке вопросов и поиску ответов. Это важно, ведь так можно увидеть знания людей по теме беседы, степень их вовлеченности и интереса. Приглашаем присоединиться всех, кто готов вместе искать ответы на важные и непростые вопросы!

Валерия Елкина, Татьяна Колодяжная

Добавьте свой комментарий

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.